Рельсовая война: вступление к "Багратиону"

Секретный план

Разработка плана операции "Багратион" началась в апреле 1944 года. По замыслу Генштаба советские войска должны были сокрушить фланги группы армий "Центр", окружить основные её силы восточнее Минска, а затем полностью освободить Белоруссию. Операция была крайне амбициозна и к её подготовке подошли с должной основательностью. В командовании силами Красной армии были проведены значительные кадровые перестановки, Западный фронт был разделён на 1-й и 2-й Белорусские фронты.  

Непосредственная подготовка к операции началась в мае в обстановке строжайшей секретности. Расчёт ставки был на максимальную внезапность. Все распоряжения командирам частей отдавались командующими армий лично. Телефонные переговоры касательно подготовки к наступлению были запрещены, фронты перешли в режим радиомолчания. Командование организовало тщательную разведку позиций противника.

Перегруппировка советских войск велась преимущественно ночью. Чтобы не вызвать подозрений немецких войск, минные поля не снимались полностью, сапёры ограничивались удалением с мин взрывателей. Подразделения поочередно выводились с передовой в тыл для отработки предстоящих задач в максимально приближенных к боевым условиях.

Тем временем во вражеском тылу

Роль партизан в наступлении заключалась в уничтожении коммуникаций противника и предотвращении отхода разбитых подразделений. С первым у добровольческих подразделений было всё в порядке. Постановление "О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны" было принято Центральным комитетом КП(б) Белоруссии в июне 1943 года. К моменту подготовки к освобождению Белоруссии на счету партизан были удачно проведённые операции "Рельсовая война" и "Концерт". За два года "Концерта" партизаны разрушили 148557 рельсов, за время обеих операций –  363262, что в пересчёте составляло 2270 километров одноколейного железнодорожного пути.

Стоит отметить, что партизаны и регулярная армия действовали чрезвычайно согласованно. Это признавало, в том числе, и немецкое командование. Как вспоминал генерал-полковник Лотар Рендулич такого тесного взаимодействия партизан и армии, как на русском театре военных действий, не было ни на одном другом.

"Централизованность руководства партизанскими отрядами была очевидна, ибо при подготовке и проведении какого-либо значительного наступления немецких или русских войск партизаны в этом районе немедленно активизировали свои действия. Эти действия стали тяжёлым бременем для армии и представляли собой немалую опасность. Ни на одном другом театре военных действий не было такого тесного взаимодействия между партизанами и регулярной армией, как на русском", – вспоминал он.

Партизанская полночь

В начале июня 1944 года командование Минского партизанского соединения получило письмо председателя Совета народных комиссаров БССР, секретаря ЦК КП (б) Пантелеймона Пономаренко о проведении третьего этапа "рельсовой войны". Партизанам говорилось о необходимости бросить все силы на разрушение железнодорожного полотна. Главный удар необходимо было нанести в ночь на 20 июня. В дальнейшем партизаны должны были продолжать разрушение коммуникаций самостоятельно, так как дополнительных указаний предоставляться не будет. 

16 июня командир 25 партизанской бригады имени Пономаренко Александр Далидович получил приказ штаба партизанского соединения о проведении операции по разрушению железнодорожного полотна на участке Постолы – совхоз "10 лет БССР" в ночь с 20 на 21 июня. Об укреплениях противника разведка доложила накануне операции. В трёх населённых пунктах для охраны данного участка железной дороги немецкое командование держало три гарнизона численностью в общей сложности более 500 человек. Между гарнизонами вдоль железной дороги имелось 9 дзотов на расстоянии 1-1,5 километра друг от друга. В каждом из них насчитывалось 10-15 охранников. С учётом полученных данных был составлен план операции.

Каждый отряд получил задание по разрушению отдельных участков железной дороги. Выдвинуться к своим участкам отряды должны были 20 июня к 20:00. Начало операции было назначено на полночь. После выполнения задания отряды должны были собраться в назначенном месте в трёх километрах от деревни Завыход.

Первыми к железной дороге подошли блокирующие группы. Они уничтожали немецкие патрули, которые перемещались от дзота к дзоту и каждые 5-10 минут пускали сигнальные ракеты. Партизаны одновременно напали на дзоты и в течение 5 минут взяли под контроль намеченный участок железной дороги. 

Затем началась работа подрывных групп. Они закладывали толовые шашки и поджигали шнуры. Канонада взрывов над железной дорогой продолжалась около двух часов. После отхода основных сил группы партизан до 23 июня осуществляли наблюдение за действиями противника на железной дороге.

Задача была выполнена. Только 25-й партизанской бригадой было уничтожено 987 рельс. Отход противника на этом направлении стал невозможным. Без потерь партизаны вернулись к месту дислокации своих отрядов.

"Ночь перед общим наступлением русских на участке группы армий "Центр", в конце июня 1944 года, мощный отвлекающий партизанский налёт на все важные дороги на несколько дней лишил немецкие войска всякого управления. За одну эту ночь партизаны установили около 10,5 тысячи мин и зарядов, из которых удалось обнаружить и обезвредить только 3,5 тысячи. Сообщение по многим шоссейным дорогам из-за налётов партизан могло осуществляться только днём и только в сопровождении вооруженного конвоя", - вспоминал начальник тыловых сообщений группы армий "Центр" полковник Герман Теске.

В последствии бригады имени Невского, имени Пархоменко, имени Чкалова, имени Ворошилова, имени Сталина, "Буревестник", "Беларусь" за несколько дней до подхода Красной Армии освободили районные центры Старобин, Копыль, Красную Слободу, Узду, Руденск. Партизанские бригады имени Фрунзе, имени Рокоссовского, имени Суворова освободили Слуцк, Греск и Дзержинск. Отряд имени Хмельницкого очистил от противника южную часть Беловежской пущи, Пинское соединение совместно с частями 61-й армии взяли Пинск, а затем Кобрин и Брест.

Для наступающих войск Красной Армии партизаны построили 312 мостов и переправ. Бригада "Железняк" до подхода 35-й гвардейской танковой бригады удерживала плацдарм шириной 17 км на реке Березина. После освобождения Белоруссии десятки тысяч партизан вошли в состав Красной Армии.

Андрей Скворцов, TVC.RU