19:45
  • Пн, Вт, Ср, Чт, Пт

На пути к сердцу

Операция на сердце в исполнении Анатолия Белого и Марата Башарова

Дела сердечные уходят на второй план, когда перед истинным доктором стоит вопрос жизни и смерти пациента. Герой мелодрамы "На пути к сердцу" кардиохирург Алексей Ковалёв, забыв обиды и предательство коллеги Германа Ипатова, найдёт силы для спасения жизни его любимой женщины...
 
Два молодых талантливых кардиохирурга Алексей Ковалёв (Анатолий Белый) и Герман Ипатов (Марат Башаров) мечтают создать конструкцию, которая позволит лечить болезни сердца без оперативного вмешательства. По иронии судьбы оба друга влюбляются в Юлю (Мария Порошина), дочь своего наставника, профессора Леонида Солодовникова (Сергей Шакуров). Алексей – прирождённый учёный, готовый многим пожертвовать ради науки, в том числе спокойствием своих близких и личной жизнью. Герман – человек другого склада: трезвомыслящий и не столь одержимый. Понимая, что не так талантлив, как Алексей, он решает идти другим путём. Потери близких героев, разочарование в результатах исследований, жизненные перипетии проходят на фоне истории страны, поскольку время действия фильма охватывает период с 1981 по 2001 годы. 
 
- Зрители увидят в нашем фильме приметы истории – от пионеров и партийных деятелей до экстрасенсов и перехода больниц на хозрасчет, - говорит режиссёр Абай Карпыков. – Должен признаться, что снимал прошлые годы со своим личным отношением к ним. Не с желанием поэтизировать то время, ведь это была другая страна, но со своей системой статус-кво. 
 
- А ещё этот фильм про интеллигенцию, которой сейчас нет на экране, но, к счастью, такие люди есть в жизни, -  добавляет сценарист Мария Варденга.  – И этот фильм про умных состоявшихся людей. Но не бизнес-успешных, как принято сейчас толковать понятие состоятельности. На мой взгляд, единственный признак состоятельности – это способность к собственному взгляду на жизнь. И этими способностями наделены наши герои.
 
Довольно сложным оказался выбор исполнителей на главные роли. Кастинг растянулся почти на полгода. По признанию режиссёра для него было важно создать такой актёрский ансамбль, в котором гармонировали бы и психофизика артистов, и их профессиональное мастерство.  
 
-  Маша Порошина ловила всё с первого слова, - вспоминает Абай Карпыков. - А Марат Башаров, приезжавший к нам уставший с тренировок телевизионного ледового шоу, всегда умудрялся разрядить атмосферу съёмок своими шутками. Потряс своей работой и Дмитрий Нагиев. Дима сыграл небольшую, но очень яркую роль стареющего клоуна. Для него, я думаю, эта драматическая роль - принципиальная смена имиджа. И то, что его герой чувствует свой конец, было заметно в походке артиста, взгляде, его деликатной улыбке.
 
Своими впечатлениями о съёмках, своём герое и времени, в которое ему пришлось "вернуться" на съёмках фильма, поделился актёр Анатолий Белый, который оказался идеальным выбором на роль Ковалёва.
 
- В кино таких героев, как хирург Ковалёв, мало. И в жизни, кстати, тоже. А ведь на таких идеалистах и сильных личностях, как мой герой, и держится земля, - рассуждает артист. -  До начала съёмок мы с режиссёром Абаем Карпыковым долго обсуждали, каким будет наш Ковалёв? Лишь учёным-ботаником? Или нормальным человеком, которого ещё и любят женщины и которым он отвечает взаимностью? Я таких одержимых идеей людей встречал часто во времена учёбы в самарском авиационном институте. Потому и хотелось, чтобы у меня получился образ действительно талантливого человека с мечтой в жизни, который идёт к ней и обязательно должен дойти до цели. И, скажу честно, сыграть такого человека было совсем непросто.
 
Артист признался, что в силу характера он не похож на своего героя, но в процессе работы понял, что ему есть, к чему стремиться.  
 
- Двадцать лет проживает мой герой на экране, - продолжает Анатолий Белый. - Надо было побыть и бесшабашным 20-ти летним, и задумывающимся о пройденном 30-тилетним человеком с внутренними исканиями, и человеком, уже достигшим чего-то в сорок с небольшим. Это дико интересно. В последней серии на моих волосах уже появилось немного седины. Стоило гримёрам подобрать и нанести разный тон грима, как менялась моя внешность в зависимости от возраста  героя. Впрочем, мне было немного меньше, чем моему персонажу в конце фильма, так что сильно меня "старить" им не пришлось. 
 
Надо отметить, что с особым вниманием создатели отнеслись и к съёмкам эпизодов, в которых герои проводят операции. Каждое движение совершалось под присмотром консультанта - практикующего кардиохирурга.  
 
- Наш консультант нам постоянно твердил: для достоверности нужно минимум движения, - вспоминает Анатолий Белый. Каждый поворот скальпеля должен быть лаконичным. А ещё хочу сказать об особенностях взаимоотношений врачей. У меня много знакомых медиков, между собой они общаются определённым образом, очень вежливо, и в независимости от возраста по имени отчеству, на "Вы", это особой стиль. Знаете, у них присутствует такая внутренняя интеллигентность. И все эти нюансы стиля общения были перенесены из кадра на площадку.
 
Во время работы над фильмом, в котором присутствует недалёкое, но прошлое, создатели столкнулись с некоторыми трудностями. Для начала пришлось сшить всю одежду для героев, какую носили 27 лет назад, вплоть до медицинских халатов. После возникло ещё несколько принципиальных вопросов. Например, многое изменилось в облике Москвы. Какие-то уголки города были отсняты в специальных декорациях на "Мосфильме". В павильонах киноконцерна также выстроили операционную, больничные палаты, квартиру профессора Солодовникова, тюрьму, офисы, квартиру главного героя.
 
А из эпизодов, что сняли на улице, с помощью компьютера убирали лишние детали - торговые палатки, которых не было раньше и, конечно, рекламные щиты. Для всех проездов по Москве приходилось перекрывать дорогу, и пропускать лишь старые марки автомобилей. Специально для съёмок были арендованы сотни машин, выпущенных в прошлом веке. Среди них - "Чайка", старой модели "Жигули" и медицинский "рафик". Для ощущения атмосферы тех лет в фильме использована чёрно-белая документальная хроника двадцатилетней давности. К примеру, в фильме есть кадры целующихся людей у фонтана, мамочек, гуляющих с малышами. С помощью компьютера эти кадры были раскрашены, что позволило хронике гармонично вписаться в фильм. 
 
О том, как ещё удалось воссоздать атмосферу прошлых лет, вспоминают  художники  фильма. 
 
- Создавая рабочий кабинет профессора Солодовникова, - вспоминает художник-постановщик Виктор Петров, - мы придумывали каждую деталь. Для нас профессор – эстет, успешный человек своего времени, с хорошей родословной. Поэтому мы украсили его кабинет гравюрами и картинами, связанными с медициной, в доме и на даче специально подбиралась мебель, реквизит: хороший фарфор, антикварные вазочки, медицинские фотографии и другие разные приятные штучки. Гравюру, которая висит в кабинете профессора, на самом деле я сделал собственноручно. Я перелопатил свою домашнюю специальную литературу, чтобы найти подходящую картинку подходящей гравюры. Нарисовал сюжет, распечатал на принтере и вставил в рамочку. И надо сказать, под стеклом картина выглядит очень естественно.
 
Забавная  ситуация  произошла и со спортивной сумкой, с которой ходит один из героев. В 80-е годы в моде была олимпийская символика. Особенно были в ходу дерматиновые сумки с медвежонком. 
 
- Мы нашли внешне похожую кожаную сумку, но без картинки. Поиски зашли в тупик, пока мы не решились на авантюру, - смеётся художник. - Мы нанесли на нашу сумку трафарет с олимпийским символом, и она отлично отработала свою роль.
 
- Стиль одежды сегодня во многом отличается от моды тех времен, в какие жили наши герои, - рассказывает художник по костюмам Яна Боуден. - Гардероб практически всех женщин был сшит в пошивочном отделе "Мосфильма". Исключением можно считать несколько платьев, в которых на экране появляется героиня Марии Порошиной. Чёрное с белым и бордовое платья в мелкий цветочек мы нашли в специальном московском бутике. А вот вся одежда для героини Олеси Судзиловской была сшита по модным в то время журналам: "Бурда", "Кузнецкий мост", "Силуэт", "Шью сама". 
 
Съёмки фильма проходили в Москве и Торжке, а кому-то из съёмочной группы посчастливилось съездить с экспедицией и на Кипр. 
 
Бернара Батталова