22:35
  • Пн
01:25
  • Сб

Специальный репортаж "Событий"

"Мы рождаем, а они выдирают": Сюткин объяснил разницу между Россией и США

Музыкант Валерий Сюткин рассказал о разнице между Россией и США, мужчинах и женщинах, а также о стилягах, джинсах, жвачке и рок-н-ролле. Интервью было взято при подготовке специального репортажа "Азбука соблазна".

 

 

… У меня первое воспоминание, когда мне было года три. Вот Гагарина я помню, он в космос полетел, и мы все на улицы вышли. Я не видел Юрия Алексеевича в машине, но вот флажки, такой всеобщий подъём радости я отлично помню, и такую гордость, что мы держава, которая отправила первого человека в космос.

… Все жили очень скромно. Это для нас сегодня совершенно естественно – пошёл и купил. В магазинах ничего купить было нельзя. Если продукты все как-то доставали – полки в магазинах были пустые, а домой придёшь – там тебе колбаса финская, и всё, и стол накрывался. Удивление вызывало всё американское вообще…

… Моё поколение может вспомнить, какое удовольствие приносило обладание джинсами, Levis или Wrangler – вот эти первые марки…

…Когда впервые благодаря маминым деньгам я приобрёл себе джинсы, я их носил, не снимая несколько лет. И были заплатки при каждой стирке – ткань была настолько протёрта. Сзади, во всяком случае, седалищное место было фактически продублировано другой тканью изнутри. Вот такие маленькие веяния свободного мира. Я недавно у мамы спросил после чемпионата мира – так ли было на фестивале молодёжи и студентов в конце 50-х? Она сказала: нет, сынок, сейчас ещё всё масштабнее, мы, конечно, смотрели на всё это как на глоточек другого абсолютного мира – такое сегодня трудно даже рассказать молодым людям. Я захватил вот это ощущение, что ты никогда не выйдешь за пределы Чистопрудного бульвара, где прошло моё детство. Даже про другой город-то в стране было трудно мечтать…

… Жевательная резинка – этот "мир, жвачка" и так далее всё время присутствовало в составлении некого счастья. Такое первое, что нужно для счастья – джинсы, жвачка, остальное добудем. Примерно так. Что ещё? Ну, гитары американские, рок-н-ролл – это всё позже, конечно. И первой музыкой была английская. Конечно, это Beatles, Rolling Stones. Стиляги, которых так хорошо изобразил Валерий Тодоровский в фильме с одноимённым названием, отсутствовали абсолютно… Это всё попозже началось…
 
… Девушки хотели юбки покороче, мальчики хотели волосы подлиннее. Наши учителя в школе, воспитанные в идеологической правильной форме,  боролись с этим с помощью линейки: девушек юбки заставляли опускать, нас – волосы подстригать. А юношеский организм не может, ему надо обязательно протестовать. Это как у Сэлинджера "Над пропастью во ржи": "Юноша – это человек, который хочет красиво умереть во имя какой-нибудь благородной цели"…

…А мужчина – который готов смиренно жить во имя этой же благородной цели. Нам хотелось удивлять весь мир. И я потом говорил с Алексеем Семёновичем Козловым, Василием Аксёновым, спрашивал, как было. Аксёнов сказал, что он в Казани был одним из лидеров стиляжного движения. Он говорит: "Валера, чистой воды выпендрёж – никакой политики! Мы были не против строя, просто мы хотели нравиться девчонкам, хотели нести – ну, джаз, безусловно, был в основе. А вся атрибутика джаза – это, соответственно, "дудочки", саксофоны – сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь". Был такой идеологический лозунг в борьбе…

… Большая часть населения жила в одном порыве. Как в фильме показывают – не так красиво было, всё в кино всегда красивее – "Кубанские казаки", "Девчата" – такой коммунальный быт, но в нём была масса хорошего, потому что отношения были очень открытыми у людей. Ничего нигде не запиралось, всё было такое, знаете, народное, всё вокруг моё. Ну это имеет и отрицательные стороны. Потому что безусловно мы не видели вот такой красоты, такой красивой Москвы не было никогда, она была очень непростой. Мы жили вот в этом районе, если я шёл на следующий бульвар, я попадал в зону действий другой шпаны, уже мне не знакомой, и там можно было просто за то, что вы из другого района, получить по физиономии по территориальному признаку. Это неприятно было…

… Я играл на танцах на стыке этих районов. И поэтому я всю эту шпану, естественно, знал, и как-то мне было полегче. Рок-н-ролл вообще меня спас. Потому что я имел много соблазнов пойти неверной дорогой…

… Были бесконечные танцы, игра на танцах, а уже и девушки, и прочее было потом. Поэтому у меня рок-н-ролл обогнал и алкоголь, и папиросы…

…Ив Монтан приезжал с гастролями, вот это я точно знаю. Я, будучи уже профессиональным музыкантом, случайно посмотрел концерт, и на меня это произвело убойное впечатление. Будто это выступал выпускник консерватории, а мы как профессионально-техническое училище закончили…  

… Вообще и мужчины конца 50-х-начала 60-х, и женщины прекрасны. Такой символ – Одри Хёпберн – чистоты, элегантности. Мужчины все в костюмах. Это кино во всём мире, и итальянское кино, и французское, это Марчелло Мастроянни, Феллини, все его герои. Помните, как люди одевались-то в мире! Просто была война очень тяжёлая, и мир стал жить с надеждой на лучшее. И лучшие фильмы, и музыка, на мой взгляд, были созданы как раз в 50-60-е годы. Это был очень светлый период. Потом уже люди стали немножко забывать о том, что война – это самое страшное на земле, и уже был такой крен – хиппи, такой, я бы сказал, экстравагантный протест против вьетнамской войны – наркотики, и, в общем, мир покатился немножко в другую сторону...

… Словосочетание "рок-н-ролл" – это "качка", так американские моряки характеризовали, когда вас укачивало. Но первый раз применительно к музыке это сделал диджей Алан Фрид 12 апреля 1954 года, когда поставил в эфир песню Билла Хейли "Rock around the clock". Празднуют день рок-н-ролла 13 апреля, потому что 12-го день космонавтики. К нам первыми попали скорее Beatles, чем Элвис Пресли так массово. Но моим первым рок-н-роллом был конечно рок-н-ролл "Tutti Frutti" в исполнении Литла Ричарда…

… Когда я пришёл в "Браво", наш успех с Женей Хавтаном в написании песен – конечно, состоял и в том, что мы опирались на то, что наша эстрада 60-х годов, она прекрасна.  Кристалинская, Магомаев, Хиль,  Мулерман, Миансарова – все эти исполнители и эти песни, главное, твисты Арно Бабаджаняна – "Чёрный кот", "Лучший город Земли" – это же "Гиппи гиппи шейк" фактически…

… Потому что если бы мы в чистом виде играли американский рок-н-ролл, то, что сейчас называется английским словом "кавер" – это копия, понимаете, не оригинал. А в мире всегда ценится то, что сделано впервые. В "Браво" нам удалось сделать вот прямо такую компиляцию американского рок-н-ролла 50-х годов и начала 60-х – с советской музыкой этого же периода, и это дало здесь такую приятную реакцию от зрителя…

… Эта музыка нас покорила естественностью. В ней нет ничего придуманного, химического. Мы это играем по сей день, я это очень люблю и другого и не умею, если честно. Мы играем это на полную катушку, у нас практически нет конкурентов в этом сегменте, потому что его надо тщательно знать и любить, как это делаем мы. Молодой человек, который даже в жизни этого не слышал, но он будет танцевать. А вот сыграйте, скажем, музыку 80-х или 90-х, она кому-то покажется абсолютно  химической.

… Поэтому наша музыка для любого возраста, будь вам, как в 50-е годы людям было по 20 лет, сегодня им всем за 80, вот они всё равно станцуют. Также и люди сегодняшние 18-летние. То есть в музыке есть очень понятная человеку простота. В рок-н-ролле она такая, знаете, как в кино, вообще в искусстве – когда просто сделано. Это и самое сложное, но и самое гениальное. Поэтому рок-н-ролл гениален по сути своей. Хочется двигаться, в этой музыке солнца нет никакой назидательности, никакого нытья, никакой попытки заставить вас жить хуже, чем вы живёте. Наоборот, она помогает строить и жить. Поэтому рок-н-ролл со мной всегда…

… А вот в чём заключался соблазн, чем Америка соблазняла умы советских людей…Тем, что она другая, запретный плод. Когда вам чего-то не разрешают в юности, это становится самым притягательным. В этом, наверно, была большая идеологическая ошибка. Боялись, что это растлевает умы. Мне трудно ответить на вопрос, что именно рок-н-ролл поменял. Я думаю, что это время. Знаете, все хотят хорошо провести время, но время не проведёшь, и оно расставляет свои оценки...

… Но я вспоминаю, и у меня никакой ностальгии по тому времени нет, но хорошего было много. Вот действительно много, и такого хорошего сегодня не хватает. Но всё равно я считаю, что джинсы – это удобная одежда, но, когда я иду играть концерт, я это делаю в костюме. Потому что всё-таки мужчина в костюме и женщина в платье – это совершенство, придуманное человечеством…

… Если честно, я гораздо больше люблю посещать Европу, чем США – это не моё место на земле, они очень похожи во многом на нас, но мы значительно в общей своей массе, мне кажется, – не обижаю американцев – гораздо более разносторонние люди. Там всё так попроще, знаете, унификация такая. Как Льва Толстого они впихивают в такую книжечку, знаете... Американский образ – это сверху люрекс обязательно, как героиня Брайтон-Бич, обязательно что-то полное, потому что поесть они любят фаст-фуд свой, а внизу это будут кроссовки, несмотря на то, что на вас будет смокинг. Они скажут, что это нормально, вы знаете, кому-то идёт. Но в целом, я всё-таки за элегантность…

… Мы и Штаты – это две похожие страны. Но как раз Европа – Франция, Италия, вносили тонкий вкус в повседневную жизнь, а мы и Америка всегда хотим попроще – сандалики, в жару все так будут одеваться – плевали мы на дресс-коды, это нас объединяет как раз. Но великие страны, смешение культур – это с одной стороны. Я не могу себя назвать поклонником глобализации. Я, наоборот, за сохранение. Мне очень нравится, что я могу во Франции увидеть вот этот колорит, и то, что многих раздражает во французах, меня, наоборот, восхищает….

… Очень точно сказано артистом Ульяновым в фильме "Бег": "Россия не помещается в такие узкие рамки!" У нас широта, нам всё нужно делать так, чтобы на полную катушку. Вот я играю американский рок-н-ролл, который поженил с Женей Хавтаном и группой "Браво", с советской музыкой 60-х, и делаю это с русской душой, потому что я русский человек, американская зашоренность мне не свойственна. Мне кажется, что мы поразнообразнее в целом нация. Поэтому выставки, которые были тогда и были такой приоткрытой дверью в другой мир – просто было такое время…
 
… Ничего людям нельзя запрещать. Вот нельзя и всё. Это надо всегда возглавлять. И давать полную возможность. И тогда будет естественная и правильная оценка событий. Яркий пример – heavy metal. Я помню, когда его запрещали, вот именно сказали: эту музыку нельзя играть – заклепались в эти браслеты все. Просто все. Вчера группа называлась "Марьинский творожник", и играла какой-то поп, а сегодня они уже стали какой-нибудь "Вираж". Они любили какие-то там залихватские названия. И они все изображали из себя металлистов. И потом махнули рукой и сказали: играйте что хотите. И буквально через год остались только "Ария" и "Мастер", потому что они были идеологически этой музыке верны…
 
… Действительно, это доминировало в жизни тогдашней. Американские шмотки, вещи, всё это было – с другой планеты, когда вам вещь предлагают, а вы молодой, а этого ничего нет. Это на самом деле плохо. Вседозволенность, сверх баловать детей какими-то дорогими шмотками – это тоже плохо, но у нас не было ничего. Всё это не делало плюсов. Мы старались быть выше этого, старались. Но думали только об этом…
 
… Я первый раз за границу поехал где-то в 80-м году прошлого века, и целью моей рабочей поездки было хоть как-то увидеть мир.  Я, хитрый, нашёл себе работу – проводник зарубежных вагонов, у меня было такое, в трудовой книжке штампик…

… Уезжали предатели – такая была идеология. Если вы уехали, вы не можете вернуться. … Кто куда уезжал. Это были люди, попавшие в критические ситуации. А мы все прекрасно понимали, что жить всю жизнь мы будем здесь. И никогда мы этих Битлов не увидим...

… Сегодня, наверно, американская выставка вызвала бы такой же интерес, как выставка российских новинок, если они лидеры в своих областях. То есть мы уже мыслим мировыми категориями. Вообще, русские очень быстро адаптируются везде, мы очень умеем выживать, и мы хотим только самого лучшего. Поэтому у нас на улицах самые дорогие машины в мире, самые красивые женщины, они одеваются стильнее всех, никакая американка, как вы, выглядеть не будет, сразу говорю…

… Русские женщины – самые красивые в мире, абсолютно точно. Русские мужчины – одни из самых безбашенных и предприимчивых. Поэтому у нас есть великие предприниматели, самые одарённые ребята в области точных наук, их подворовывают те же американцы у нас потом, но у нас рождаются, мы талантливы, земля великая. Здесь столько происходило, что за 200-летнюю с лишним историю США они точно выдирают из других стран, аккумулируют и делают это своим. А мы рождаем. Поэтому давайте поддержим отечественного производителя впечатлений и будем играть, танцевать под нашу музыку, но и уважительно относиться, следить за новинками, адаптировать это к русской земле. Ура!..