Станислав Говорухин: "Я считаю, что конец кинематографа наступил в эпоху "Аватара"

Гость очередного выпуска программы "Временно доступен" – бывший геолог, депутат Госдумы, режиссёр и актёр Станислав Говорухин.
 

 
 
Для начала Ольга Шелест предложила Станиславу Сергеевичу не отключать мобильный телефон:
 
– Вдруг позвонит президент? Или кто-то из Думы? Может такое случиться?
 
На что Говорухин тут же отреагировал:
 
– Насчёт президента – сомневаюсь. А из Думы – вполне.
 
Ну а дальше разговор пошёл о новой картине Weekend, снятой мэтром. Этот чёрно-белый фильм сделан в стиле нуар. Правда, на её успех у сегодняшнего зрителя сам Станислав Сергеевич не особо рассчитывал. Несмотря на восхитительную, по мнению Дмитрия Диброва, актёрскую работу в нём Юлии Пересильд. Для чего же тогда снимался фильм?
 
– У меня остаётся миллион-полтора, а может и побольше, именно моих зрителей, – объяснял режиссёр. – И они оценят и полюбят.
 
А ещё гость программы рассказал, по каким критериям он оценивает "своего зрителя". И почему добровольно не собирается заканчивать работу режиссёра. Кстати, пришёл он в эту профессию, можно сказать, случайно.
 
– Когда я был геологом в юности, у меня и в голове никакого кинематографа не было, – рассказал Станислав Говорухин. – Однажды я шёл по Нижнему Новгороду и увидел как снимают кино. На площадке были знаменитые Хитяева, Лукьянов… И все бегают, суетятся, переносят приборы, тащат реквизит. И только один человек сидит в кресле. А ему приносят кофе, чай. Я спрашиваю у осветителей: "А кто это?" А мне отвечают: "Это – режиссёр фильма". И я тогда ещё про себя подумал: "Вот это – профессия!"
 
А почему Говорухин никогда не вкладывал в уста героев нецензурные выражения? И как относился к закону, запрещающему мат?
 
Имелось собственное мнение у режиссёра и насчёт того, для кого и для чего снимаются фильмы сегодня:
 
– Большинство фильмов снимаются для того, чтобы привлечь зрителя любыми путями. Есть феноменальные примеры. Из последних – это фильм "Горько". Стыдно так говорить о коллеге, но это – кошмар. Много фильмов снимают и для того, чтобы показать их на западных фестивалях. Но там самая востребованная тема – Россия в дерьме. И в этом направлении и движутся фильмы. Смотреть их, конечно, не будут. 
 
Как же выбирал актёров для своих фильмов сам Говорухин? Почему он переживал из-за того, что ему пришлось расстаться с Верой Глаголевой во время съёмок фильма "Десять негритят"?
 
Не могла беседа обойти стороной и работу Говорухина в Государственной Думе, и, конечно же, экономическое положение России после введения против неё санкций со стороны Запада. Могут ли они пойти на пользу нашей стране?
 
А во что любил играть Станислав Сергеевич вне кино?
 
– Я играю в шахматы. Кстати, очень азартная игра. Особенно если играешь с соперником давно и на равных. 
 
Сколько партий он провёл с Анатолием Карповым? Давал ли гроссмейстер фору своему сопернику? И с каким счётом закончилось это противостояние?
 
Интересная позиция была у Говорухина по отношению к новейшим компьютерным технологиям: 
 
– Я считаю, что конец кинематографа наступил в эпоху "Аватара". Компьютер погубил кинематограф. Исчезла какая-то магия… Лет 40 назад, во время расцвета технической мысли, когда всё было здорово и нас грели надежды, что впереди коммунизм, я обнаружил одну фразу Жан-Жака Руссо. Он написал, что высшей точкой цивилизации будет полное одичание. По-моему, мы к этому и стремимся. Например, сегодняшние молодые люди, учащиеся институтов, пишут "женица", "щастье". Будущий врач пишет "поциэнт"…Пушкин детям в возрасте 10 лет уже недоступен. Потому что ребёнок уже не знает ни одного слова из, например, строки: "Ямщик сидит на облучке в тулупе, красном кушаке…" 
 
Над каким проектом работал Станислав Сергеевич? Как он понимал счастье? Как должна была проявляться любовь? Почему он перестал писать картины?