"Летят журавли". "Неправильный" фильм о войне и любви

Более полувека назад на советские экраны вышла картина Михаила Калатозова "Летят журавли". Кинолента, повествующая о влюблённых, которых война разлучила навсегда, мгновенно снискала популярность за рубежом, получив в 1958 году "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля. Однако на родине вся партийная и советская печать отрецензировала "Журавлей" как "идеологически невыдержанный фильм" с неудачной драматургией. И всё же трудно будет найти другую картину, которая смогла бы лучше отобразить кинематографическую эпоху того времени и взглянуть на войну под другим углом.



"Летят журавли" был новаторским фильмом и по заявленной теме, и по форме. Режиссёр Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский как будто заново открыли возможности кино. Ведь многие ленты послевоенного времени больше напоминали затянутые театральные представления, лишённые и намёка на искусство монтажа. Субъективная камера Урусевского помогла зрителю ближе разглядеть киногероя, увидеть мир его глазами, уловить, прочувствовать все нюансы его восприятий жизненных ситуаций. Помимо этого съёмки ручной камерой позволили оператору сделать композицию фильма динамичной. Поэтический киноязык дуэта Калатозов–Урусевский произвёл ошеломляющее впечатление. Операторские и режиссёрские решения картины стали хрестоматийными: практически каждый эпизод подробно разбирается в учебниках истории отечественного кинематографа.


Ещё одной важной составляющей успеха фильма стала актриса Татьяна Самойлова, молодая артистка с очень "противоречивой внешностью" для советского кинематографа. Её лицо не подходило ни под классический тип красавицы, ни под милый типаж жеманной служанки, а в данном случае нужна была совершенно новая история, чтобы выплеснулась скрытая в этом характере духовная сила. Девушку заметил ассистент Калатозова и предложил её кандидатуру Сергею Урусевскому, а тот в свою очередь убедил режиссёра. Впервые советскому зрителю был представлен образ "хорошей плохой героини". Вероника (в исполнении Самойловой) не была идеалом нравственности. Она изменила жениху, ушедшему на фронт, не стремилась демонстрировать всем и каждому мнимую добродетельность, но при этом казалась такой целостной, сильной, настоящей, "словно созданной для испытания на излом". Её внутренний мир настолько потрясал воображение, что зрители поневоле проникались к героине симпатией. В народе её стали называть "советской Бриджит Бордо". В результате, Татьяна Самойлова соединила фильм воедино, стала его центром и средоточием.

Её партнёр по съёмочной площадке Алексей Баталов сыграл роль возлюбленного Вероники – Бориса. Актёр превосходно воплотил образ честного, доброго, "лучистого" человека. Он не просто сыграл одного из миллионов павших героев Великой Отечественной войны – для зрителей, которые мгновенно влюбились в созданный актёром образ, Баталов явился воплощением мужества и благородства, достойным гордости целого народа.



Но, прежде всего, картина "Летят журавли" подкупила зрителей буйством чувств. Трагичностью первой любви, которой суждено было стать вечной, невозможностью соединиться любящим сердцам, которых разделила война. И ещё тем, что надежда на счастье не умирает даже тогда, когда драматический конец уже очевиден.

Именно фильму "Летят журавли" удалось с недосягаемой другим картинам глубиной выразить одну из основных оттепельных идей, связывающую эту эпоху с другими временами: "душа больше мира ей предназначенного".

Интересные факты:

Фильм снят по пьесе Виктора Розова "Вечно живые".

Рабочее название картины – "За твою жизнь".

На съёмках фильма в качестве ассистента оператора в течение двух дней работал молодой, никому не известный кинолюбитель из Франции, приехавший в Москву с туристической группой и случайно попавший на киностудию "Мосфильм". Впоследствии он стал известным кинорежиссёром. Его имя — Клод Лелуш.

Для съёмок сцены гибели Бориса Сергей Урусевский придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы.

Главную героиню – Веронику – изначально должна была играть актриса Елена Добронравова.

О триумфе фильма "Летят журавли" на Каннском кинофестивале в 1958 году в СССР вышла только одна заметка без названия и фотографий, в газете "Известия" не были упомянуты ни режиссёр, ни автор сценария фильма.

"Летят Журавли" остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля.

На фестивале название фильма было переведено как фр. Quand passent les cigognes (буквально "Когда пролетают аисты").

"Летят журавли" был одним из самых любимых фильмов Пабло Пикассо.

Картина внесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая кассовая из всех, когда-либо получивших Гран-при на Каннском фестивале.



Фестивали и премии:

1958    МКФ в Каннах
Гран-при "Золотая пальмовая ветвь" (Михаил Калатозов)

1958    МКФ в Каннах
Приз высшей технической комиссии Франции (Сергей Урусевский)

1958    МКФ в Локарно
Почётный Диплом (Михаил Калатозов)

1958    МКФ в Мехико
Почётный приз (Михаил Калатозов)

1958    МКФ в Мехико
Диплом международного смотра (Сергей Урусевский)

Мария Кулагина