"Женя, Женечка и "Катюша". Поэтика военного кино

Пожалуй, одним из самых "нестандартных" фильмов о Великой Отечественной по праву можно считать картину Владимира Мотыля "Женя, Женечка и "Катюша". Душевная, лирическая и вроде бы совсем невоенная история о влюблённом романтичном юноше-интеллигенте с Арбата моментально обрела статус культовой у поколения "шестидесятников". Творческий союз Мотыля и Окуджавы подарил зрителям ещё одно произведение искусства.

А ведь картины могло и не быть вовсе… Изначально сценарий не приняли ни на "Мосфильме", ни на "Ленфильме", аргументируя это несоответствием указаниям партии и правительства, а также Главного политического управления Армии. По словам режиссёра, у его истории был трагический финал, а высокому руководству нужен был счастливый конец. Однако съёмочный процесс всё же был запущен. Мотылю удалось отстоять своё "место под солнцем", уличив чиновников в клевете и пристрастности по отношению к своей персоне.

Вопрос с подбором актёров на главные роли стал также непростой, но и одновременно интересной задачей для авторов фильма. Галину Фигловскую, исполнившую роль Женечки Земляникиной, режиссёру пришлось разыскивать долго. Ведь на тот момент актриса не работала по специальности, а, получив инженерное образование, трудилась в закрытом секретном учреждении. Но благодаря общим знакомым Мотыль нашёл-таки свою Женечку. К работе над картиной, в числе прочих, режиссёр планировал привлечь и Олега Даля. Несмотря на малое внешнее сходство с персонажем, актёр подходил внутренне. По признанию самого Владимира Мотыля, в Дале больше всего подкупала его независимость, именно она так нужна была для этой роли. Ведь "главное качество Жени Колышкина – это его неадекватность окружающему. Он живёт в своём фантастическом, выдуманном, иллюзорном мире… Совершенно не ощущает, что он на реальной войне, и от этого происходят все его приключения. Даль был точный, снайперский выбор на эту роль" – говорил режиссёр.

Жанр картины "Женя, Женечка и "Катюша" можно определить как героико-лирическая комедия. Главным её художественным достоинством является провозглашённая внутренняя свобода человека, попавшего в тяжёлую ситуацию. Повествование облачено в форму ироничного и одновременно нежного романтического рассказа. Здесь нет героизации войны, авторы скорее хотели "очеловечить" солдата, показать его индивидуальность и сокровенные чувства. Главный герой представлен зрителю в образе эдакого Дон Кихота, который волею судеб оказался во времена Великой Отечественной. Колышкин живёт в своём мире, который переплетается с событиями мира реального, в результате чего случаются по-доброму смешные ситуации. Все они воспринимаются с позиции героя, поэтому и не выглядят странно сцены, где он в костюме рыцаря спасает свою даму сердца — связистку Женечку Земляникину.

Это один из немногих фильмов, позволивших себе шутить на военную тему. Поэтому и действие разбито на своеобразные "анекдоты" или главы рыцарского романа с лёгким налётом бутафории и театральности. Такую историю могли себе позволить только фронтовики — Булат Окуджава был ветераном войны и привнёс в сценарий фильма мелкие, но важные детали, диалоги и образы. Он также стал автором главной музыкальной темы кинокартины "Капли датского короля". Композитором же выступил Исаак Шварц, который впоследствии не раз работал с Владимиром Мотылём ("Звезда пленительного счастья" и "Белое солнце пустыни"). Он вспоминал, что очень волновался перед началом работы, так как боялся сфальшивить при Окуджаве. Ознакомившись с материалом к фильму, Шварц написал песню, начинающуюся с бодрых нот, но к концу переходящих в грустную мелодию. Получившееся произведение очень понравилось Окуджаве, и он сам решил его исполнить. Заглавная музыкальная тема добавила картине лёгкости и немного грусти.

Но война есть война, она затронула даже по-детски трогательный, своеобразный мир Жени Колышкина: Женечки не стало. И в конце фильма зритель видит уже повзрослевшего, наученного горьким опытом 19-летнего бойца гвардии. Нелепый и чудаковатый юноша превратился во взрослого мужчину, который прошёл через ужасы войны, и будет жить дальше, несмотря ни на что.

Великолепная, трогательная, поэтичная и по-настоящему смешная картина "Женя, Женечка и "Катюша". Её выход на экраны пытались запретить как отрицающую героизм советских солдат. Лента была признана вредной, вся критика её освистала. Однако этот фильм всё же прошёл "третьим экраном", по клубам, окраинным кинотеатрам, и имел очень большой успех. Зритель понял, что если власть так ругает картину, значит, в ней что-то есть. И самое главное –  "нестандартный" фильм приняли фронтовики.

Как известно, время тоже даёт настоящую оценку шедеврам. "Женя, Женечка и "Катюша" – один из таких в сокровищнице советского кино. Фильм будет полезен всем, кто хотел бы взглянуть на войну с другой стороны.

Интересные факты:

В кинокартине "Женя Женечка и "Катюша" свою последнюю роль сыграл знаменитый советский актёр Марк Бернес. Интересно, что озвучивал персонажа Бернеса (полковника Караваева) другой актер – Григорий Гай.

Съёмки фильма частично проходили в Калининграде. Опрокидывание канистры с бензином происходит на фоне Кафедрального собора – единственного в России готического собора XIV века.

На роль Жени Колышкина первоначально пробовался Борислав Брондуков.

Одна из сюжетных линий картины, когда советский солдат, заблудившись с посылкой, попал к немцам под Новый год, была заимствована из фронтовых газет. В отличие от Жени Колышкина, солдат скрыл, что был в расположении врага, и это стало известно только к концу войны.

В эпизодической роли в фильме появляется сам Булат Окуджава.

Для актёра Михаила Кокшенова эта кинолента является одной из первых картин.

Несмотря на успех у зрителя (картину посмотрели более 24,5 миллионов человек), фильм оказал отрицательное влияние на карьеру самого Мотыля, который фактически попал под запрет как режиссёр. По воспоминаниям Владимира Яковлевича, за сорок лет режиссуры он ставил один фильм за четыре-пять лет, потому что большинство тем, как правило, закрывались.

Мария Кулагина