"…А зори здесь тихие". У войны не женское лицо

В далёком 1969 году в журнале "Юность" была опубликована повесть Бориса Васильева "…А зори здесь тихие". Тогда произведение стало одним из самых популярных о Великой Отечественной войне. Чуть позже Юрий Любимов поставил в театре на Таганке спектакль по этой повести. Премьера прошла с большим зрительским успехом, и стала одной из лучших сценических интерпретаций прозы Васильева. Воплотить яркие, героические образы автора книги на экране взялся классик советского кинематографа Станислав Ростоцкий, уже снявший картины "Дело было в Пенькове" и "Доживём до понедельника". По воспоминаниям самого режиссёра и бывшего фронтовика, фильм был создан в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти.  

В своей картине Ростоцкому удалось создать слаженный актёрский ансамбль, в основном состоявший из дебютантов, и подробно раскрыть характеры главных героев. Пять девушек-зенитчиц, последовавших за старшиной Васковым и в огонь, и в воду, — это пять точных портретов эпохи, обобщённый образ народа, воевавшего и выстоявшего в годы Великой Отечественной. Судьбы молодых героинь в мирное время складывались по-разному, но с приходом войны они объединились в борьбе за свободу Родины, за жизни и будущее своих детей. 

Лиза Бричкина, спешившая за подмогой, и не сумевшая быть осторожной в болотной трясине. Женя Комелькова, вызвавшая огонь на себя. Рита Осянина, всадившая себе пулю в висок, не желая сдаваться врагу. Соня Гурвич, наткнувшаяся на патрульных диверсантов. Галя Четвертак, бросившаяся под огонь немецких автоматов. Ценой собственной жизни, хрупкие, нежные, смешливые, мечтательные девчонки, вчерашние школьницы, не пропустили врага, приняли огонь на себя. А ведь война совсем не женское дело и, трудно представить, сколько мужества и силы понадобилось этим девушкам, чтобы взять оружие в руки. 

В одном из интервью Станислав Ростоцкий говорил, что, работая над картиной, он хотел вырваться из-под магии крупных цифр, которыми исчисляются жертвы, понесённые народом. Ведь у каждого погибшего человека была своя судьба, свой бой, свой последний рубеж, и для каждого в этом малом вместилась вся война.

Надо отдать должное актрисам Ирине Шевчук, Ольге Остроумовой, Елене Драпеко, Екатерине Марковой, Ирине Долгановой за те характеры, за ту жизнь, что они прожили на экране. Их отважные девушки-зенитчицы вызывают бурю переживаний.

Ещё одной центральной фигурой в картине выступает старшина Федот Евграфович Васков, в исполнении Андрея Мартынова. Плечом к плечу сражался он против фашистов с молоденькими девчонками-добровольцами. По ходу действия фильма полнее раскрывается характер героя. Кажущийся вначале недалёким, с бедной фантазией, старшина Васков со временем преображается, становясь любящим старшим братом для своих подопечных. Душевная теплота органично сочетается в нём со здоровой мужской удалью. Васков – единственный выживший из всего отряда. Сквозь годы он пронесёт память о своих боевых подругах и через много лет вернётся в те края вместе с усыновленным им сыном Риты Осяниной, чтобы установить мемориальную доску в честь зенитчиц.

В фильме "…А зори здесь тихие" звучит фраза, которая, по словам режиссёра, стала центральной в картине –  "…На фронте ничего существенного не произошло. Шли отдельные бои местного значения". Что могут значить бои местного значения в глобальной борьбе с врагом? Однако каждый бой был важен, каждый клочок русской земли отвоёвывался тяжело и с большими потерями. И как бы сегодня не искажались исторические факты в угоду чьим бы то ни было геополитическим интересам, недооценивать подвиг советских солдат и солдаток не стоит. Ведь именно этим людям будущие поколения обязаны тем, что зори остаются тихими, небо – голубым, а жизнь, несмотря на все трудности, удивительной. 

Фильм стал классикой советского кинематографа, одной из самых любимых народных лент, посвящённых теме войны. В московском кинотеатре "Россия", чтобы посмотреть это кино, очередь стояла в течение месяца. Первый показ за рубежом в Венеции и Сорренто произвёл настоящий фурор. Картина "…А зори здесь тихие" стала лауреатом нескольких международных кинофестивалей, а через год после выхода на экран была номинирована на "Оскар".

Номинации и награды:

Всесоюзный кинофестиваль в Алма-Ате (1973) — первый приз.

Памятный приз на МКФ в Венеции (1972).

Номинация на премию "Оскар" 1972 года в категории "Лучший фильм на иностранном языке".

Государственная премия СССР 1975 года и премия Ленинского комсомола 1974 года. Удостоены: режиссёр Станислав Ростоцкий, автор повести и сценария Борис Васильев, оператор Вячеслав Шумский, актёр и исполнитель главной роли Андрей Мартынов.

Интересные факты:

Пять часов Станислав Ростоцкий уговаривал актрис сняться обнажёнными для эпизода в бане. Молодые дебютантки, воспитанные в строгости, отказывались до последнего. Однако режиссёр всё же смог убедить их в обратном, аргументируя это тем, что ему "необходимо показать, куда попадают пули. И это не мужские тела, а женские, которые должны рожать". 

Картина показывает довоенное и послевоенное время в цвете, а войну – в подчёркнуто реалистичном ключе и чёрно-белой гамме.

"…А зори здесь тихие" – лучший фильм по опросу журнала "Советский экран" в 1973 году, а также лидер проката того же года, его посмотрели 66 миллионов зрителей.

Писатель Борис Васильев приезжал на съёмки фильма всего один раз. И остался очень не доволен. Сказал, что является поклонником спектакля Любимова, а вот с концепцией картины не согласен.

Фильм снимали, в том числе и в Карелии, в сложных климатических условиях. Так, в сцене прохождения через болото вместе с актрисами каждое утро в жижу с присказкой "баба сеяла горох — ух!" шёл режиссёр, слегка поскрипывая протезом, оставшимся у него после ранения.

"…А зори здесь тихие" является одним из самых популярных советских фильмов в Китае. В 2005 году, в ознаменование 60-летия Победы, Центральным телевидением Китая (CCTV) совместно с российскими кинематографистами снят ремейк по повести Бориса Васильева — 19-ти серийный телевизионный сериал "А зори здесь тихие". Также в 2015 году ожидает выход новой версии картины на российские экраны.

Мария Кулагина