"Дом, в котором я живу" – семейная сага, где впервые появилась "война без войны"

Первое поколение кинематографистов послевоенного времени подарило миру новые имена. В их числе – Лев Кулиджанов и Яков Сегель. Совместное творчество двух режиссёров было недолгим, но продуктивным (первая лента постановщиков 1956 года "Это начиналось так" сразу принесла им известность и популярность). А уже в 1957 году вышла их картина, завоевавшая любовь миллионов зрителей, – "Дом, в котором я живу". 

Фильм как будто выстроенный по сценарию самой жизни, с её ровным течением и внезапными сломами, с заурядной бытовой прозой и удивительными случайностями. Это простая и трогательная история нескольких московских семей, чьи судьбы тесно переплетаются друг с другом, а жизнь с приходом войны уже никогда не будет прежней.

 

Хоть в кадре нет ни единого выстрела, фильму удаётся навылет ранить сердца зрителей. Война не отступает от героев ни на шаг. Не слышно первого грохота Великой Отечественной, но суеты у вагона поезда достаточно, чтобы осознать степень надвигающейся катастрофы. Нет извещения о смерти Мити, но его отсутствие настолько громкое, что отдаётся звоном в ушах. Убита Галя, и её гибель сковала сердца любящих героиню людей. 

Рамки повествования в картине сужены до размеров практически одной декорации. Дом и двор оказались основными свидетелями военной жизни, маленькой частью огромного целого. Его обитатели, пережившие потерю родных и близких в эти страшные годы, после всех невзгод всё ещё готовы искать своё счастье на родной окраине возле станции Москва-Сортировочная, под звуки песни "Тишина за Рогожской заставою" и гудки железнодорожных составов.

Авторы фильма, впервые для своего времени, показали на экране простого, тихого, обременённого повседневностью человека и, что ещё важнее, его внутренний мир. "Дом, в котором я живу" не только поднимал вопросы непривычные для того периода, но и открыл миру новые актёрские имена. Чтобы найти артистку на роль Гали, режиссёры дали объявление в газету. Конкурс был огромным. Школьницу Жанну Болотову отобрали из тысяч девушек. И после своего успешного дебюта в кино Болотова окончательно определилась с выбором будущей профессии.

Для Валентины Телегиной роль Клавдии Давыдовой стала её истинным актёрским рождением. По-новому проявили себя уже известные зрителю Михаил Ульянов, Евгений Матвеев, Нинель Мышкова. Молодого Сергея проникновенно сыграл артист театра «Современник» Владимир Земляникин. Главное, что объединяет всех героев картины — это сила духа и вера в правоту своих убеждений. И геолог Митя, и школьник Серёжа, и военный Костя по-настоящему верят в то, чем живут, они готовы бороться за свои идеалы до конца.

Мало кто знает, но финал у фильма "Дом, в котором я живу" мог быть совсем другим. Кому-то из высшего руководства не понравилось, что героиня Жанны Болотовой погибает, поэтому создателям кинокартины пришлось снять альтернативную версию с оптимистическим окончанием (или, как говорят в Голливуде, happy end), в котором Галя и Серёжа встречаются после Победы. Однако автор сценария Иосиф Ольшанский не позволил ничего менять и даже пошёл на конфликт с начальством. В конечном итоге он отстоял первоначальный вариант картины. Режиссёр Яков Сегель позже признавался, что сожалеет о несохранившемся варианте, в котором молодые герои Сергей и Галина встречаются уже после войны. Однако тогда, посмотрев эту сцену на экране, Сегель и Кулиджанов согласились со сценаристом – "память о миллионах людей, погибших в минувшую войну, была несовместима с безмятежно счастливым финалом фильма".

В 1958 году сразу две отечественные картины были отмечены на кинофестивалях за рубежом. В Каннах "Золотую пальмовую ветвь" получил фильм Михаила Калатозова "Летят журавли", а в Брюсселе наградили "Дом, в котором я живу". Советский кинематограф повернулся к миру человеческими лицами и вполне узнаваемыми проблемами, что нашло отклик в сердцах миллионов людей.

И даже по прошествии времени картина "Дом, в котором я живу" сохраняет свою чистоту и нравственную ценность. Фильм-странствие, почти что эпическое, с обязательным возвращением домой...

Интересные факты:

Фильм "Дом, в котором я живу" в 1957 году стал лидером советского кинопроката, его посмотрели более 28 миллионов зрителей.

Отца Гали, Вадима Николаевича Волынского, сыграл режиссёр картины Лев Кулиджанов. Эта роль стала единственной в его карьере.

Декорации дома, где происходят все основные события фильма, были сооружены в Москве на Волочаевской улице в натуральную величину недалеко от моста курского и горьковского направлений Московской железной дороги.

Как вспоминал актёр Михаил Ульянов, в сцене, когда его герой читает письмо от жены, а по радио передают сообщение о начале войны, по замыслу режиссёров, на его лице должен был выступить пот от сильного душевного напряжения. Чтобы добиться нужного эффекта, артисту пришлось выпить несколько чайников липового чая.

Некоторые зимние сцены фильма снимались летом, и двор, где проходили съёмки, заливали специальной пеной, имитирующей снег.

Часть съёмок картины проходили на московских улицах, в самых обычных столичных дворах. В массовых сценах и в эпизодических ролях снимались непрофессиональные актёры, которые были отобраны из 14 тысяч человек, откликнувшихся на газетное объявление с приглашением принять участие в съёмках.

Премии и награды:

1956 год — Первая премия на Всесоюзном конкурсе сценариев.

1958 год — Особый приз на Всесоюзном кинофестивале в Москве режиссёрам Льву Кулиджанову и Якову Сегелю.

1958 год — Премия "За лучшую постановку" и Премия Генерального комиссариата ООН режиссёрам Льву Кулиджанову и Якову Сегелю на Всемирной выставке в Брюсселе.

1958 год — Диплом 1-й степени на I Международном смотре фестивальных фильмов в Мехико.

Мария Кулагина