"Иваново детство", опалённое войной

Первая полнометражная картина культового режиссёра Андрея Тарковского "Иваново детство" вызвала огромный международный резонанс. Крупные деятели культуры многих стран признавали, что такого фильма о войне в истории мирового кинематографа ещё не было. В 1962 году лента получила "Золотого льва" в Венеции, а также её высоко оценил великий французский писатель ХХ века Жан-Поль Сартр.  

Это история о двенадцатилетнем Иване, чьё детство разрушила война. Оставшись сиротой, герой становится сыном полка. Рискуя собственной жизнью, он добывает для командования бесценные разведданные. Теперь его главной целью стала месть немецким оккупантам за смерть родных людей. Иваново детство закончилось в тот день, когда мальчик лишился его главного символа – своей матери, и только во сне он всё тот же беззаботный сорванец, каким был до войны.

Фильм снят по мотивам повести Владимира Богомолова "Иван". Изначально перенести произведение на киноэкран доверили начинающему режиссёру Эдуарду Абалову. Однако он не справился с материалом и был отстранён от дальнейшей работы. Спасти положение поручили ученику прославленного режиссёра Михаила Ромма – Андрею Тарковскому. Он решил снять картину на свой лад. В соавторстве с Андреем Кончаловским, Тарковский изменил сценарий и пригласил новых актёров.

Автор признавался, что в "Ивановом детстве" пытался проанализировать внутреннее состояние человека, на которого воздействует война, а конкретно – психику ребёнка. Главный герой фильма представлялся Тарковскому как "характер, созданный войною и ею поглощённый". Смысл картины – в столкновении, "несоединимости" детской непорочной души с тьмой и ужасом, которые принесло с собой военное время.

Повествование фильма строится на контрасте реальной жизни и сновидений Ивана. Именно со сна мальчика начинается картина и своеобразным сном, или скорее фантазией режиссёра, она заканчивается. Детский смех обрамляет историю боли, одиночества и страха. Отличия сюжетных линий фильма друг от друга подчёркиваются также при помощи аудиовизуальных эффектов. Сны главного героя наполнены светом, звучит приятная музыка. В этой альтернативной реальности Иван снова счастлив, находясь в окружении родных и друзей. Именно таким и должно быть детство каждого ребёнка. Действительность же предстаёт в тёмных, унылых тонах, здесь уже нет места веселью. Герой ведёт себя как взрослый, не даёт воли чувствам. Всю злобу и ненависть он выплёскивает в игре – в войну. Иван нападает с кинжалом на вражескую шинель, грозит ей расправой, но, не выдержав внутреннего напряжения, плачет. Это слёзы обиды и непонимания, слёзы взрослой боли. Благодаря символическим переходам от реальности к сновидениям и обратно, появляется невероятная для военного фильма глубина, демонстрирующая пугающую пропасть между миром и войной.  

Ближе к финалу один из героев картины задаст вопрос, который приходит в голову и сейчас, спустя 70 лет: "Неужели это не самая последняя война на земле?". Неужели с годами люди ничему не учатся? Двенадцатилетний Иван пал жертвой той войны, его детство было изуродовано и уничтожено. Этот фильм учит нас тому, чтобы человечество больше никогда не допустило повторения тех страшных для всего мира лет. История героя завершается в гестапо, но картина кончается сном Ивана. Живой, счастливый он бежит по песчаной косе в залитую солнечным светом глубину кадра. А на первом плане остаётся чернеть одинокое мёртвое дерево как грозный, предупредительный знак…

Это был триумф советской молодой режиссуры. Зрители очень тепло встретили картину "Иваново детство". А тридцатилетний Тарковский сразу завоевал почётное место среди мировой элиты кинематографа.

 

Награды фильма:

1962 год – Главный приз "Золотой лев" на МКФ в Венеции

1962 год – Главный приз МКФ в Сан-Франциско

1962 год – Премия "Золотые ворота" на IV МКФ в Монреале

1963 год – Главный приз "Золотая голова Паленке" МКФ в Акапулько

1970 год – Специальный диплом за лучший антифашистский фильм на XVII МКФ в Карловых Варах

1973 год – Диплом Американской академии киноискусства

и другие (более 15 призов).

Интересные факты:

Тарковский просил Владимира Высоцкого попробоваться на роль капитана Холина, однако худсовет решил, что пробы прошли неудачно. В итоге Холина сыграл актёр Валентин Зубков.

На Западе фильм "Иваново детство" восприняли в экзистенциальном плане – как свидетельство о сломе в сознании маленького человека, переживающего типичную "пограничную ситуацию" на последнем рубеже между жизнью и смертью. В СССР же, напротив, старались подчёркивать героико-трагический пафос поведанной истории о юном разведчике и её явную антивоенную направленность.

Андрей Кончаловский (соавтор Тарковского в написании сценария к "Иванову детству") снялся в этой картине в одном из эпизодов. Его герой – коротко стриженный солдат в очках, появляясь из глубины кадра, цепляется к героине Валентины Малявиной: "Простите, вас зовут не Маша?"…

В первоначальной версии сценария, написанной Михаилом Папавой и носящей название "Вторая жизнь", Иван остаётся жив. Фашисты не расстреливают его, а отправляют в "Майданек", откуда героя освобождают части Советской Армии. А позже старший лейтенант Гальцев встречает Ивана в купе поезда – в образе военного с беременной женой.

Фильм "Иваново детство" по переработанному сценарию был снят за пять месяцев с экономией 24 тысячи рублей.

О первой картине Андрея Тарковского очень высоко отзывались такие знаменитые кинорежиссёры, как Ингмар Бергман и Кшиштоф Кеслёвский.

Мария Кулагина