"Двадцать дней без войны". Военный быт без прикрас

Реалистичная, почти документальная картина режиссёра Алексея Германа "Двадцать дней без войны" впервые продемонстрировала зрителю другую сторону военного времени. По признанию автора, в своём фильме он попытался рассказать о "второй войне", невидимой, но от этого не менее значимой, чем на линии фронта. Будучи перфекционистом по натуре, Герман довёл свою идею до совершенства, создав на экране не просто действие, а особенное видение той эпохи.

Режиссёр чётко передал суровую жизнь тыла, безрадостную и голодную, проходящую в постоянном ожидании. Однако не хаос и безнадёжность главенствуют в картине, а подчёркнуто непритязательный быт людей, героичный по своей природе. С этим обстоятельством была связана и главная просьба режиссёра к сценаристу, коим выступил Константин Симонов. Герман просил Симонова расширить описательную часть материала, внести как можно больше деталей, для того чтобы показать, насколько война проникла в каждый уголок страны.  

Фронтовой журналист Василий Лопатин, после участия в Сталинградской битве, где он находился буквально в самом пекле, получает двадцать дней отпуска и едет в Ташкент. Город, находящийся глубоко в тылу, который ни разу не бомбили и куда не доносится гул фронта. Однако, как ни парадоксально, именно здесь всё буквально пронизано дыханием войны. Люди в едином порыве день и ночь трудятся на благо армии под лозунгом "Всё для фронта! Всё для Победы!". Выступив на митинге перед тыловиками, а это, в основном, старики, женщины и дети, главный герой горестно подытоживает свои впечатления: "Такое чувство, словно вторую войну увидел. Со своим сорок первым, со своим сорок вторым…". Авторы фильма тем самым хотели напомнить о том, что на войне не только стреляли и убивали. Нечеловеческие силы требовались, чтобы вынести те чудовищные перегрузки, которые принесло с собой военное время. И тем чётче понимание того, какой поистине неоценимый вклад в Победу внесли простые люди, скромные труженики, жертвовавшие собой ради общего дела.

Однако было в этих трудовых буднях и место искусству, и место празднику. Даже в самые тяжёлые времена люди способны видеть больше, чем несчастья, окружающие их. Из-за ощущения близости смерти чувства становятся ярче и острее. Ташкент встречает новый, 1943 год. С надеждой и верой в светлое будущее люди отмечают праздник. Спешит солдат, натягивая на ходу белую бороду, раздать подарки детям. В тесных коммунальных квартирах местные жители делят кров и еду с эвакуированными, и, как бы там ни было, за грядущую Победу выпьют сто грамм и военные, и гражданские.

В картине "Двадцать дней без войны" используется приём "фильм в фильме". На городской киностудии идут съёмки ленты по произведению Лопатина. Главный герой, в отличие от никогда не видевших войны режиссёра, актёров и консультанта, специально присланного руководством, оспаривает присутствие в материале ложноромантических стереотипов и излишнего пафоса. Лопатин всё "заземляет", доводит до бытовой конкретности.

За двадцать отпускных дней герой успевает пережить целую гамму разнообразных чувств, о которых он уже, казалось, и забыл, в том числе и влюблённость. В атмосфере всеобщей неустроенности и жизненных неурядиц Лопатин встречает портниху Нину Николаевну. Их отношениям не суждено продлиться долго, однако дни, отмеренные им судьбой, прошли в состоянии покоя, умиротворённости и взаимопонимания. Впереди ещё два года войны и на долю каждого из них отведено немало трудностей и лишений…

Режиссёр Алексей Герман всем строем своего произведения стремился рассказать правду о военном времени, демонстрируя "романтику без романтизма", "героику без героизма", будни, ставшие истинным общенародным подвигом. Конкретность, достоверность изображения реальности стали не только эстетическим, но и нравственным достоинством фильма "Двадцать дней без войны".

 

Награды фильма:

1977 год – Приз имени Жоржа Садуля во Франции

1987 год – МКФ в Роттердаме. Премия критики (присвоена Алексею Герману)

 

Интересные факты:

Писатель Константин Симонов, прошедший Великую Отечественную войну от начала до конца, не только выступил автором сценария картины "Двадцать дней без войны", но и читал закадровый текст.

Для большего проникновения в быт военного времени режиссёр Алексей Герман поселил всех актёров в старый санитарный поезд 40-х годов, который курсировал по среднеазиатской железнодорожной ветке.

Кандидатуру Юрия Никулина худсовет утвердил не сразу. На тот момент у него была стойкая репутация комедийного актёра. И только благодаря вмешательству Симонова, который заявил, что только автору решать, кто будет играть вымышленного им персонажа, Никулин был-таки допущен до съёмочного процесса.

Людмила Марковна Гурченко вспоминала: "Когда я слышу: "Алексей Герман", я вижу сквозь замёрзшее окно моего купе, как далеко-далеко от нашего военного поезда по снежному полю ходит человек в тулупе. Рядом с ним собака Боря — чёрный лохматый терьер. Человек ходит долго-долго, вот уже и темнеет… Он весь в картине, весь в своём материале. Он сейчас в сорок втором году. Просвисти рядом снаряд — режиссёр даже бровью не поведёт. Кого в войну можно было удивить воем снаряда? Это было как "доброе утро". Это ходит большой художник. Говорится иногда: "У нас незаменимых нет". Есть"...

В Госкино долго не хотели принимать фильм, обвиняя его в очернительстве. В итоге картине присвоили вторую категорию и через год малым тиражом выпустили на экраны.

Мария Кулагина