Мария Куликова: "Съёмки в "Парфюмерше" вернули меня в детство

Бывает так, что какой-то запах вдруг возвращает нас в прошлое. Так, актриса Мария Куликова на съёмках сериала "Парфюмерша", вдохнув аромат духов, на минуту вернулась в детство: когда она была маленькой, а её мама – молодой и прекрасной…

Чем актрисе запомнились съёмки в Минске, кто её покорил, зачем оператор заставлял ронять арбуз и о многом другом нам рассказала сама Мария Куликова.

В "Парфюмерше" Мария сыграла главного технолога провинциальной парфюмерной фабрики Наталью Баранову. Наталья претендует на место директора фабрики и мечтает о возрождении предприятия и создании новой коллекции духов. Но у неё есть конкурент – молодой, амбициозный специалист из столицы Илья Климов, который хочет построить на месте фабрики гипермаркет. Неожиданно непримиримые соперники влюбляются друг в друга…

– Наталья мне очень близка, – говорит Мария Куликова. – Безусловно, она – собирательный образ, в котором присутствует очень большая часть меня и девчат из моего окружения. Мы же воспитаны в советское время, когда было не принято проявлять свои чувства. В результате выросло поколение женщин, которые не знают себе цену, не ждут ничего от этой жизни, пашут, как лошади, и не подозревают о том, что достойны настоящего счастья. А их надо любить и лелеять! Наш фильм – гимн таким женщинам, которых я обожаю. Потому что я тоже выросла в то время, и тоже крайне не уверена в себе.

– Похоже, эта история по-настоящему затронула вашу душу?

– В последнее время все фильмы о поколении сорокалетних женщин снимаются по определённому шаблону: героиня – обязательно несчастная женщина, которую обманул муж, оставив у разбитого корыта, и непременно с ребёнком на руках. Зато в конце картины женщина находит свою любовь, а муж кусает локти. А здесь всё иначе. И даже немного странно, как у взрослой женщины возникают чувства к молодому парню – фактически ровеснику её сына! Эта тема никогда так не поднималась, и мне было интересно окунуться в эту историю. Плюс всё происходит на фоне производства духов – тоже незаезженный сюжет.

– Сцены на фабрике снимали в декорациях или в реальном месте?

– Снимали на настоящей Минской парфюмерной фабрике. И, скажу вам, работать в помещении, где очень пахнет эфирными маслами, тяжеловато. После съёмок мы все выходили с территории фабрики с квадратными головами. Так что девочкам, которые делают для нас духи, низкий поклон за их колоссальный труд!

Но вот в такие моменты я ещё больше начинаю любить свою актёрскую профессию, в которой можно побывать кем угодно – парфюмером или врачом. И не просто побывать и пофантазировать, а ещё по-настоящему соприкоснуться с профессиональной деятельностью людей.

– Не хотелось самой попробовать создать свой аромат? Среди западных звёзд это сейчас очень популярно.

– Мне кажется, это очень сложно. Для меня это как из серии, когда играешь роль нейрохирурга: "Ой, а можно я попробую сделать сама операцию?". Это со стороны кажется, что всё просто, а на самом деле. Так что создавать духи даже не пыталась, но наблюдала с восторгом. Кстати, у нас был консультант – парфюмер, который для исполнителей главных ролей сделал духи, причём для каждого свои! Правда, до этого он с пристрастием расспрашивал, какие ароматы нам нравятся и почему. А когда вручил мне красивый флакон с настоящим сертификатом, подтверждающим, что это эксклюзивный аромат, я поняла, насколько он угадал мой вкус. Духи, увы, закончились, зато остались чудесные воспоминания и флакон на память.

– А какие воспоминания остались от работы с партнёрами по съёмочной площадке – Елене Санаевой, сыгравшей вашу маму, и Семёне Шкаликове – вашем экранном возлюбленном?

– Санаева – мой кумир! Она с фантастическим чувством юмора – глубоким и правильным, с колоссальной мудростью. Во время обедов я старалась сесть к ней поближе, чтобы послушать интересные рассказы о жизни, как она про семью вспоминала. У неё даже самая банальная история превращается в повествование! Цитировать Санаеву не осмелюсь, боюсь вырвать что-то из контекста. И слог у неё определённый, а я всё равно это сделаю коряво, и не так, как она.

Семён Шкаликов – потрясный и одарённый актёр, сдержанный и спокойный, с хорошим чувством юмора, что для мужчины очень важно. Мне всегда везёт с партнёрами. Я же как лакмусовая бумажка: если со мной рядом сильный партнёр, я тоже расцветаю, подтягиваюсь до его высокого уровня, когда слабый – гасну. Может, это и непрофессионально, но это так. Но в случае с "Парфюмершей" и партнёры – мастера, и материал небанальный. По мне это достойная по всем параметрам работа.

– В фильме много любопытных моментов. Съёмки какого эпизода вам запомнились больше всего?

– Как ни странно, тот, в котором моя героиня роняет арбуз. (Смеётся). Помучалась я, надо сказать. В жизни же как: когда арбуз падает, он разбивается вдребезги. А у меня несколько дублей подряд он оставался целёхоньким! Когда, наконец, на четвёртом дубле разбился, оператор пожаловался, что он некинематографично и некрасиво раскололся. Пришлось сделать ещё пару дублей.

С трепетом вспоминаю день съёмок сложной эмоциональной сцены разговора Натальи с мамой. По сюжету моя героиня берёт огромную коробку с большим количеством духов, перебирает флаконы. И вдруг я натыкаюсь на сиреневую коробочку, и тут же вспоминаю: когда я была маленькой, этими духами пользовалась мама! С тех пор я их и не видела. Эти необыкновенные мамины духи когда-то мне казались недосягаемыми. К ним даже прикасаться было нельзя. И вот на меня нахлынула такая волна ностальгии. Я перенеслась в другое измерение, когда была другая жизнь, где мама была молодой и прекрасной, а я – маленькой и глупой. И я, держа этот флакон, как мостик в прошлое, разревелась – от мысли, что время летит и ничего нельзя вернуть. Меня торкнуло, как говорится, это ощущение и мысли от давно забытого аромата маминых духов, который исходил от коробочки…

Бернара Батталова