"Жуков": как Анна Банщикова надорвала спину, поднимая Александра Балуева, а Анатолий Дзиваев посидел в кресле Сталина

Исполнители главных ролей в киноромане "Жуков", а также режиссёр и продюсер рассказали, как шла работа над сериалом. 

После исполнения роли Жукова Михаилом Ульяновым представлять публике легендарного военачальника с новым лицом – дело рискованное. Это понимал продюсер сериала Алексей Пиманов: 

– Сегодня, если поставить рядом Жукова в исполнении Ульянова и Балуева, Саша окажется больше похож на Жукова, чем Ульянов. Существует инерция старшего поколения. И мы прекрасно понимали, что первые пять серий в сердцах зрителей будет борьба, но знали и другое: после финальной серии зрители примут Жукова в исполнении Балуева. Нам хотелось вернуть настоящего русского мужика, а не его памятник на Красной площади. Такого, которого любить можно за то, что он живой, настоящий. Влюблялся, падал, вставал. Били, поднимался, выдержал. 

В зените славы

Июнь 1945 года. Георгий Жуков (Александр Балуев) – в зените славы. Рядом любимые женщины – заботливая супруга Александра Диевна Зуйкова (Елена Яковлева) и молодая красивая подруга Лидия Захарова (Любовь Толкалина), прошедшая с ним всю войну. Вскоре Жуков узнаёт, что Лида ждёт от него ребёнка… 12-серийная история режиссёра Алексея Мурадова рассказывает о жизни главнокомандующего страны с июня 1945 года по 1974 год, до момента его смерти.

– Феномен Жукова в том, что он – человек абсолютно военный. Я отношусь к нему неоднозначно, – размышляет о своём герое Александр Балуев. – Георгий Жуков не является моими кумиром. Он сделал большое дело, великое. Не он один, кстати. Хочется, чтобы, посмотрев сериал, люди поняли, что время Жукова – только время военных действий. За время съёмок я узнал о нём много нового. Во-первых, он умел дружить. И второе: Жуков не любил политику. Особое место в фильме отведено личной жизни маршала, его непростым взаимоотношениям с любимыми женщинами. Надо ли показывать такое о героях? Я считаю – надо. 

По признанию режиссёра Алексея Мурадова актриса Елена Яковлева (сыгравшая жену маршала Жукова) стала единственным человеком, которого утвердили на роль без обсуждений и споров. 

– Я об этом не знала, – удивляется Елена Яковлева. – Как обычно, делали фотопробы, смотрели, как я выгляжу в гриме. Кстати, когда я увидела фотографию Зуйковой, удивилась и первым делом спросила: неужели мне нужно будет делать портретный грим? Это же невозможно, мы совершенно с ней разные! Но меня успокоили и объяснили, что в этом нет необходимости. От меня требовалось одно – сыграть лишь характер Александры Диевны. 

Елена Яковлева вспомнила, как во время съёмок в сильный мороз актёры спасались одноразовыми японскими грелками, которые клеили на тело под одежду, засовывали в варежки, подкладывали вместо стелек в ботинки. Обувь, кстати, отобрали среди моделей сегодняшних лет, чего не скажешь о женских нарядах. Чтобы одеть героинь в стиле 40-х годов, художникам пришлось немало потрудиться: что-то было найдено в костюмерной компании Алексея Пиманова, что-то сшили по эскизам моделей того времени – к примеру, юбку-карандаш и полупальто Александры Зуйковой. Для выступлений Лидии Руслановой (Ирина Розанова) были сшиты сарафаны, на рубаху нанесли печатный рисунок. Наряды для жён генералов брали в костюмерной "Мосфильма". Для Любови Толкалиной (она сыграла Лидию Захарову) сшили два стильных костюма по найденному журналу мод сороковых годов. 

– Моя героиня была "лучиком" для Жукова среди ужасов военной жизни, – говорит Любовь Толкалина. – Вся её жизнь построена так, чтобы близкому человеку было хорошо. Во время войны Лидия была для Жукова ППЖ – "походно-полевой женой", его личным врачом, неотступно следовала за ним по всем фронтам. И уже в условиях гонений послевоенного времени они прожили вместе 10 лет. Они были родными людьми. И ни Сталин, ни режим того времени, ни общественное мнение, ни жена не могли повлиять на связь Жукова и Захаровой. 

Ссылка или спасение?

На заседании Высшего военного совета Жуков заявляет, что все обвинения против него – провокация. Неожиданно для всех Сталин (Анатолий Дзиваев) решает поддержать мнение большинства. Жукова направляют командовать Одесским военным округом…

– Сталин понимал, что Жуков – национальный герой, который был так необходим стране. И в фильме мой герой Жукова любит, он ревнует его и ненавидит, и без Жукова тоже не может, – рассказывает Анатолий Дзиваев. – И ведь когда Сталин отправляет Жукова в "ссылку" в Одессу и Свердловск, это не месть. Учитывая то время и обстоятельства, этим он Жукова сохранил. 

Артист вспоминает об эмоциях, которые испытал во время съёмок на даче Сталина: 

– Во время съёмок на Ближней даче я чувствовал, как там всё пропитано той эпохой и каким-то мистическим присутствием хозяина. Я лежал на печи, на которой когда-то лежал Сталин. Актёры же народ впечатлительный, фантазёры! Когда я заводил антикварный проигрыватель, когда брал в руки пластинку, я уже не думал, о том, что играю сцену. Я представлял, что я Сталин, и именно вот так он ставил пластинку. А еще для съёмок привезли кресло, на котором Сталин сидел в Кремле. И оно оказалось точно под меня. 

Последняя любовь

1948 год. Жуков прибывает в Свердловск. 

– Все эпизоды в штабе Уральского военного округа мы снимали в здании Академии бронетанковых войск имени маршала Малиновского в Москве, – вспоминает режиссёр Алексей Мурадов. – Съёмки проходили летом, когда студенты и весь педагогический состав были на каникулах, и помещение целую неделю было полностью в нашем распоряжении. Мы привезли с собой десятки портретов известных политиков того времени, мебель и даже ковёр. Думали, что сложнее всего будет оператору, которому предстояло снимать долгий проход по зданию Жукова с сопровождающими офицерами. Но самым трудным оказалось вымуштровать большое количество артистов, которые играли офицерский состав – ведь в кадре офицеры должны были красиво и чётко выполнять команды построения… 

После смерти друга, маршала Рыбалко, у Георгия Константиновича в Свердловске случается второй инфаркт. Лечащим доктором Жукова назначена Галина Семёнова. Вскоре становится очевидным: врач и пациент влюблены друг в друга…

– Я хотела, чтобы Семёнова в моем исполнении не вызвала раздражения и отторжения у людей, которые её хорошо знали и которые были свидетелями их с Жуковым великой любви, – говорит Анна Банщикова. – Мы с Сашей Балуевым спорили по поводу их взаимоотношений. Саша говорил, что Жуков никого не любил, а я уверена, что это не так. Он нуждался в Галине, она была единственная женщина в жизни, от которой зависел он. Эта молодая женщина, будучи смертельно больной, ставила его на ноги после инсульта. Кстати, самым запоминающимся был эпизод, когда ослабленная после операции Галина поднимает Жукова с коляски и дотаскивает его до скамейки. Во время съёмок этой сцены я по-настоящему поднимала огромного и тяжёлого Сашу. Он как истинный мужчина, конечно, пытался мне помочь, чуток приподнимая своё тело... Ну, а потом мы поняли: играть в поддавки не стоит. И, собрав всю свою силу, я тащила Сашу несколько метров. Правда, потом неделю не могла разогнуться. 

Так что и во время съёмок фильма было место подвигам! Личность маршала Жукова обязывает… 

Бернара Батталова