"Кураж": История Примадонны

Картина снята на основе одноимённого романа. Автор идеи и режиссёр – Александр Стефанович, который в советские годы снял такие фильмы как "Дорогой мальчик", "Пена", "Душа", "Начни сначала" и другие.

"Главный герой фильма – Алекс, а все остальные – те, кто попал в его орбиту, – рассказывает Александр Стефанович. – Эта картина про эпоху 70-х годов, которую называют "эпохой застоя". Я считаю, что это неправильно. Именно в тот период наша страна достигла пика своего развития. Это была гигантская империя, которая владела половиной мира. У нас были самые мощные политическое влияние, литература, кино, театр. В этот период в Большом театре танцевала Майя Плисецкая, а спектакли ставил Юрий Григорович, Володя Высоцкий играл на сцене Таганки в постановках Юрия Любимова. На "Мосфильме" в монтажной напротив моего рабочего кабинета сидели Андрей Тарковский, Георгий Данелия, Леонид Гайдай, Василий Шукшин. Величайшие люди! Это был потрясающий период".

Несмотря на наличие в фильме биографических моментов, Стефанович подчёркивает, что образы Галлы и других героев – собирательные. Конечно, в Галле многие увидят бывшую жену Стефановича – Аллу Пугачёву, а среди более 230 персонажей фильма легко разглядеть Софию Ротару, Джо Дассена, Сергея Бондарчука, Вячеслава Зайцева, Сергея Михалкова, Андрея Макаревича и других. Чтобы не было конфликтов и обид со стороны известных персон шоу-бизнеса, создатели фильма подстраховались титрами, идущими в самом начале: "Автор заявляет, что ничего общего у персонажей с прототипами нет. Если есть какое-то сходство, это случайно. Тем не менее, автор благодарит всех, кто захочет узнать себя в этой картине, и просит извинения у тех, кто сочтёт, что не имеет к этим персонажам никакого отношения".

Выбор актёров на главные роли был непростым. Особенно мучительно и долго – целых полгода – искали Галлу. Режиссёр просмотрел более 500 молодых актрис. А когда на площадке появилась обаятельная Александра Волкова (дочь известного артиста Николая Волкова-младшего), уставшие от просмотра претенденток на роль режиссёр и члены группы вдруг поняли: Александра и есть та, кто легко завоюет симпатии зрителей!

Алекса в молодости сыграл Владимир Фекленко. Надо сказать, изображать человека, которого он видит каждый день на съёмочной площадке, было непросто.

"Были моменты, когда он подходил ко мне и говорил: я перенял ваши внешние манеры, но не могу понять, почему у вас, например, с этой девушкой такие взаимоотношения? – смеётся режиссёр. – Я  признался, что эта девушка была моей любовницей, и таким образом открывал ему некоторые тайны своей жизни".

На роль Алекса в возрасте задумывалось пригласить Сергея Безрукова, Александра Збруева или Юрия Стоянова. Но в итоге Александр Стефанович сыграл себя сам. Для достоверности режиссёру пришлось пойти на некоторые жертвы.

"Так как внутренне я соответствовал образу, а внешне нет, мне ничего не оставалось, как пойти к французскому хирургу и сделать пластическую операцию. Причём делали мне её под местным наркозом, потому что под общим нельзя. А ещё пришлось похудеть на 14 килограммов. Весил 94, а к моменту съёмок уже 80", – признался Стефанович.

Вику Калинину – юную красавицу, которой главный герой фильма раскрывает тайны и приключения своей жизни, сыграла Аглая Шиловская, внучка режиссёра и артиста Всеволода Шиловского.

"Когда я её увидел, сказал, что ей нужно похудеть на 10 килограммов, а времени было мало, – вспоминает Стефанович. – Я взял с неё расписку, что к 27 августа (моменту начала съёмок) она будет весить 60 килограммов. Если она будет весить больше, я вправе искать другую актрису. И 27 августа она продемонстрировала свои успехи, встав на весы. Я увидел цифру 59".

География съёмок фильма широка. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга съёмочная группа побывала в Ялте, Копенгагене, Стокгольме, Гамбурге, Амстердаме, Хельсинки, Брюсселе и Париже. Чтобы передать колорит того времени, костюмеры тщательно подбирали актёрам наряды в стиле 80-х. Только для главной героини было сшито более 50 костюмов! Многие вещи – картины, вазы, подсвечники, личную пишущую машинку – на площадку принёс сам Стефанович. Кстати, часы "Seiko" на руках Алекса (такие были модны в 70-е) принадлежали режиссёру. После съёмок он подарил их Владимиру Фекленко с гравировкой "Алексу от Алекса".

Бернара Батталова