Как гасли звёзды

…Март 1971 года. В пятиэтажке во 2-м Мосфильмовском переулке милиция взламывает дверь квартиры под номером 6. Она поддаётся сразу: на полу – тело женщины. В квартире почти нет мебели и нет еды. Зато есть бутылки из-под водки. А с портрета на собственное бездыханное тело смотрит советская кинозвезда Изольда Извицкая...

 

 

Трудно было представить, что когда-то ей рукоплескал весь мир за роль в фильме Григория Чухрая "Сорок первый". В 1957-м, на Х Каннском фестивале, эта картина получила специальный приз "За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику", а выпускница ВГИКа Изольда Извицкая улыбалась с обложек всех европейских журналов.

К популярности Изольде было не привыкать. Ещё во ВГИКе кавалеров вокруг было хоть отбавляй. На первом курсе она начала встречаться с Раднэром Муратовым. Спустя годы его узнают среди "джентльменов удачи". Они даже подумывали о свадьбе… И тут как гром среди ясного неба прозвучала новость о том, что Изольда влюбилась в другого. На съёмках фильма "Первый эшелон" она познакомилась с актёром Эдуардом Бредуном. Тогда она и подумать не могла, что он сыграет трагическую роль в её жизни.

В 1958 году Иван Пырьев пригласил Извицкую на пробы в свой фильм "Идиот" на роль Настасьи Филипповны. Но её не утвердили. После этого в кулуарах зашептались: "Изольда – плохая актриса. Под стать своему мужу-неудачнику Эдуарду Бредуну. Потому оба и пьют…" В 1965 году Извицкая получает последний подарок судьбы – роль в фильме Сергея Колосова "Вызываем огонь на себя". Все полтора года съёмок Извицкая не пила. Тогда не только окружающим – ей самой стало казаться, что жизнь налаживается. Но на пути к успеху актрису никто не поддержал. В кино для Извицкой места больше не нашлось, а в Театре-студии киноактёра, где она служила, её перестали вводить в новые спектакли. Как актриса пыталась зарабатывать на жизнь? Что стало последним ударом, который мог послужить причиной её ухода?

А вот однокурснику Изольды Извицкой Юрию Белову место на московском кладбище его друзья выбивали с трудом. Как получилось, что любимца всей страны негде было даже похоронить?

Роль Гриши Кольцова в фильме "Карнавальная ночь" Белов сыграл через год после окончания ВГИКа. После выхода фильма имя актёра гремело на всю страну. Именитые режиссёры боролись за право заполучить его в свои картины… Артист исчез с экранов в середине 60-х годов, на пике славы. Вопрос "Почему?" задавали себе многие, кто его знал. После какой неосторожно брошенной фразы актёр оказался в психушке? Почему Эльдар Рязанов отказался сотрудничать с Беловым? Как артист нашёл свою самую большую любовь? Чем ему приходилось заниматься в годы перестройки, чтобы прокормить семью?

…В канун Нового 1992 года Белов по привычке включил "Карнавальную ночь". Это были последние кадры, которые актёр успел увидеть – случился приступ, и он ушёл из жизни. У Юрия Белова не было ни наград, ни званий. Поэтому хоронить его в Москве было не положено. Хлопотать за сокурсника вызвалась Татьяна Конюхова. И место для Белова нашли.

Три года спустя после смерти Белова трагически погибла его сокурсница – актриса Руфина Нифонтова. Когда-то она тоже исчезла с экрана на самом пике популярности. Её прекрасное, выразительное лицо в конце 50-х стало символом советского кино – тогда Нифонтова сыграла красавицу Катю в кинотрилогии "Хождение по мукам". Но на прощании с актрисой никто не увидел её лица. В прессе гадали: как известная актриса могла так страшно погибнуть у себя дома, упав в ванну с кипятком… Почему трагический конец Нифонтовой стал началом кошмара для её дочери Ольги? Зрители документального фильма "Роковой курс. Триумф и гибель" увидят эксклюзивное интервью дочери актрисы, которое она дала авторам картины спустя почти четверть века после смерти матери.

Что не могли поделить Руфина Нифонтова и Элина Быстрицкая? Как оборвались жизни других выпускников 1955 года? На какой шаг решилась поклонница таланта Леонида Пархоменко Лидия Нарцева? Ответы в фильме.

Из того выпуска ВГИКа в живых остались трое: Геннадий Юхтин, Валентина Березуцкая и Татьяна Конюхова. Им удалось то, чего не смогли сделать их однокурсники: пережить годы невостребованности и забвения и остаться в профессии.

Вот что сказал о великом ушедшем курсе актёр Валерий Баринов:

– Мы сейчас называем имена и говорим – трагические судьбы. Но ведь они шли в эту жизнь именно для того, чтобы мы их запомнили на всю жизнь. И мы запомнили. Они состоялись все как артисты, про каждого есть что вспомнить, даже не по жизни, а по тому, что они сыграли…

Дмитрий Толкачёв