"Экипаж": как это было...

Очередной выпуск документально-развлекательного цикла "Большое кино" рассказывает о съёмках легендарной картины Александра Митты "Экипаж". Когда Александр Митта решил снять кино о героических советских лётчиках, предотвративших аварию самолёта, он считал, что это будет почти сказочная история. Самолёт терпит бедствие, но наши три богатыря его спасают.

 

 

Первая тучка на ясном небе чистого творчества появилась, когда сценарий даже ещё не был дописан – Митту вызвал на ковёр министр гражданской авиации СССР Борис Павлович Бугаев. В кабинете Бугаева режиссёр и директор картины 40 минут слушали лекцию о том, что советские самолёты – лучшие в мире, поэтому аварий с ними произойти просто не может. "А самый хороший фильм о советских лётчиках уже есть! – сказал министр и сделал мелодраматическую паузу. – Это "Небесный тихоход"!..

Однако "Экипаж" – хотя и не без труда – был снят. Более того, фильм стал абсолютным лидером проката – его посмотрели более 70 миллионов зрителей! Кому-то была интересна довольно откровенная история любви, кому-то – масштабные спецэффекты, кого-то тронул рассказ о мужестве и воздушном братстве. Но вряд ли кому-то пришло в голову, что все эти составляющие лишь чудом сошлись воедино, чтобы сплавиться в одно "Большое кино".

Кто был виноват в том, что самые грандиозные съёмки первого советского фильма-катастрофы чуть не сорвались? Какие актёры изначально были приглашены на главные роли? Из-за чего генсек Леонид Брежнев решил, что началась война, а его не предупредили? Чем пришлось жертвовать Георгию Жжёнову, чтобы спасти фильм? Для каких целей железнодорожники принялись разбирать семафоры? Об этом и многом другом рассказывают режиссёр Александр Митта, директор картины Борис Криштул, каскадёр Юрий Сальников, актёр Александр Павлов и другие.