Кто спас "Карнавальную ночь" от полного краха?

До выхода на экраны страны "Иронии судьбы, или С лёгким паром!" без этой комедии не обходился ни один новогодний праздник. Хотя, как утверждают авторы цикла "Большое кино", "Карнавальная ночь" могла так и не дойти до зрителя. Какой ценой дался Рязанову этот дебют? Почему на съёмочной площадке разгорелись жаркие бои? Кто спас проект от полного краха?

 

 

В 1956 году худсовет "Мосфильма" буквально разгромил первый самостоятельный фильм Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь". Ситуация и правда была критической. В главной роли – никому неизвестная и довольно невзрачная актриса. Музыка никуда не годится. Да к тому же цензоры норовили вырезать самую чувственную сцену. Всё шло к тому, что этот фильм советский человек не увидит. Но судьба распорядилась иначе. Худсовет разрешил Эльдару Рязанову доделать фильм, чтобы потом не подпускать "этого проходимца" к съёмкам на пушечный выстрел…

Сложности у Эльдара Александровича начались ещё на этапе поиска актёров на роли главных героев. Замшелого бюрократа Огурцова изначально должен был сыграть Пётр Константинов. Но тут пришёл Пырьев и сказал, что играть будет Игорь Ильинский! Рязанов слегка запаниковал: как ему, юному и неопытному, работать с такой звездой? Да и сам Ильинский не выразил восторга. И тогда кто-то придумал, что Огурцов должен быть очень милым, очень хорошим, но при этом полным дураком… И это Ильинскому понравилось.

Теперь надо было найти Леночку Крылову. Слух о том, что нужна поющая и танцующая актриса, разлетелся по Москве со скоростью лесного пожара. В результате утвердили Людмилу Касьянову. Но в этот момент снимался фильм "Дон Кихот", и актриса отказалась, хотя уже было снято несколько сцен. Почему и тут не обошлось без вмешательства директора "Мосфильма"? Как молодого режиссёра поддержал Игорь Ильинский? Из-за чего разгорелась война между Эльдаром Рязановым и оператором-постановщиком картины Аркадием Кольцатым?

А всё дело в том, рассказывается в фильме, что по слухам, ему было обещано: если он "потопит" Рязанова, то сам станет режиссёром. Конфликт достиг кульминации, когда режиссёра зачем-то вызвали к руководству, и Кольцатый решил взять дело в свои руки. Вот что рассказывает о той принципиальной схватке критик Давид Шнейдеров:

– Однажды был чудовищный случай. Рязанов подходит к павильону и вдруг слышит голос: "Готово, снимаем!". Он понял, что его кино снимают без него, а ему, молодому, не доверяют…

По сути, это был дворцовый переворот. Рязанов от такого впал в ступор. Он понимал, что если сейчас не отстоит свой авторитет, делать на съёмочной площадке ему больше нечего… Тщательно скрывая бешенство, Эльдар Александрович вошёл в павильон и потребовал стереть всё, что было снято без его участия!

Но одна победа не решила исхода войны. Кольцатый потребовал созвать худсовет и решить судьбу режиссёра. Мудрый Пырьев на этот худсовет не пришёл, оставив за собой принятие окончательного решения. Рязанов вместе с картиной, во-первых, нравился Ивану Александровичу, а во-вторых, Пырьев успел уже отправить отснятый материал лауреату пяти Сталинских премий Михаилу Ромму. Рязанов победил. Больше палки в колёса ему не вставляли. Какой конфуз произошёл с композитором Анатолием Лепиным? Как Эльдар Рязанов стал родоначальником новогодних огоньков? Почему некоторые сцены не были доведены до логического завершения? Из-за чего с площадки был изгнан Сергей Филиппов, и какие крылатые фразы были включены в фильм после его возвращения? Что послужило причиной почти полного забвения на долгие годы Людмилы Гурченко? Узнаете из выпуска.

А тогда, в 1957-м, вся съёмочная группа праздновала победу. Картина стала лидером проката, её посмотрели почти 50 миллионов зрителей. И это было поразительно, потому что фильм, на съёмках которого режиссёр думал только о том, чтобы "остаться в живых", получился лёгким, выразительным и обещающим счастье всем, несмотря ни на что.

Дмитрий Толкачёв