"Д’Артаньян и три мушкетёра": почему съёмки картины постоянно находились под угрозой срыва?

Сверхпопулярной музыкально-приключенческой трёхсерийке "Д’Артаньян и три мушкетёра" уже более сорока лет. Трудно поверить, что выход картины на телеэкраны был отложен на целый год, и вообще её судьба не раз висела на волоске. Авторы цикла "Большое кино" на телеканале "ТВ Центр" выбрали самые яркие эпизоды из истории создания сериала.

 

 

Режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич снял и смонтировал картину о настоящей мужской дружбе "Д’Артаньян и три мушкетёра". И тут, как нож в спину, повестка в суд! Причём истцами выступили его друзья и соратники – сценарист Марк Розовский и поэт Юрий Ряшенцев. Им решительно не понравилась композиция, слова к которой в авральном порядке сочинил Вениамин Смехов – они не хотели, чтобы их имена стояли рядом с "этой графоманией". Из-за судебной тяжбы сериал вышел на экраны со значительным опозданием и в скорректированном виде.   

Впрочем, что удивляться, ведь съёмки постоянно находились под угрозой срыва. Михаила Боярского, исполнителя главной роли д’Артаньяна, едва не закололи шпагой в сцене схватки с гвардейцами кардинала. Бдительные сотрудники КГБ грозились отправить киношных мушкетёров по этапу в Сибирь за политические анекдоты. А цензоры требовали сократить любовную линию и усилить политическую. В общем, всё было именно так, как пели мушкетёры: "На войне как на войне…".

Непростая интрига возникла и при выборе актёров на ключевые роли. Не все знают, что д’Артаньяна мог сыграть Александр Абдулов. Он уже был практически утверждён, когда на пробах появился Боярский. Васильковые глаза, напор и бешеный темперамент – и вот уже главную роль отдали ему. В образе Миледи режиссёр видел Елену Соловей. Её героиня должна была сочетать хитрость и изящество, женственность и коварство. Когда же Соловей отказалась от съёмок из-за беременности, Юнгвальд-Хилькевич в последний момент переписал эту роль под Маргариту Терехову, сделав из Миледи, как он сам говорил, "девушку Бонда", которая может скакать на лошади, сама крутит интриги...

Когда же летом 1977 года съёмки, наконец, начались, сонные улочки старинного Львова словно накрыл тайфун – красавцы в эффектных камзолах, скачки, кулачные бои и поединки на шпагах… Город буквально стоял на ушах! Бесшабашная атмосфера актёрского капустника царила не только на съёмочной площадке, но и за её пределами. Из комфортабельного отеля Михаил Боярский поспешил перебраться в гостиницу попроще, куда поселили его коллег – Игоря Старыгина (прекрасного Арамиса), Вениамина Смехова (благородного Атоса) и Валентина Смирнитского (удалого Портоса). Молодые актёры с удовольствием коротали время вместе, рассказывая друг другу байки и без зазрения совести "нарушая спортивный режим".

Поддерживать праздничный настрой компании помогал Леонид Каневский (галантерейщик Бонасье), ставший к тому моменту звездой сериала "Следствие ведут знатоки". Он звонил по телефону и представлялся: "Майор Томин!.." И тут же приезжала милицейская машина с продуктами и алкоголем. А ведь наутро были трюковые съёмки. Устав бороться с актёрской вольницей, режиссёр Юнгвальд-Хилькевич пошёл на крайнюю меру – вызвал во Львов маму Михаила Боярского. Удалось ли под маминым надзором восстановить порядок на съёмках? Об этом рассказывает сам Боярский.

Вместе с ним о смешных и драматических событиях горячего лета 1977-го года вспоминают Марк Розовский, Юрий Ряшенцев, Борис Клюев, Максим Дунаевский, Валентин Смирнитский, киновед Андрей Апостолов и каскадёр Анатолий Ходюшин.

Какие музыкальные номера и из-за чего в картине исполнили сценарист Розовский и композитор Дунаевский? Почему каскадёрам пришлось отказаться от целого ряда трюков? Какое запрещённое цензурой слово в одной из песенок пришлось заглушить криками толпы? Кем, если не бутафорами, были сделаны броши, пряжки, веера и прочий реквизит для фильма? 

Пётр Лихолитов