"Сказ про то, как царь Пётр арапа женил": Как Высоцкий на Митту обиделся

6 декабря 1976 года на экраны страны вышел один из последних фильмов с участием Владимира Высоцкого – "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил". Каким чудом картина увидела свет? Узнаете, посмотрев программу "Большое кино".

 

 

Фильм "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" заканчивается фейерверком. Главный герой обретает любовь и благосклонность царя. Зрители покидали кинотеатры в полном восторге. И только один актёр после премьеры в Доме кино был чернее тучи – Владимир Высоцкий. Роль арапа должна была стать лучшей в его карьере, а оказалась самой неудачной. Причём, актёр точно знал, кто в этом виноват, – режиссёр Александр Митта. Масло в огонь подлил и Алексей Петренко, под которого перекроили сценарий. А молодой актёр Семён Морозов едва не увёл у Высоцкого жену…

Съёмки ещё не начались, а весь "Мосфильм" уже стоял на ушах: "К нам едет Гарри Белафонте!". Ганнибала должен был сыграть настоящий чернокожий актёр из Америки, да ещё хорошо известный в СССР. Для киночиновников приглашение Белафонте было шансом засветиться перед самым высоким начальством. Любой советский режиссёр плясал бы от счастья, но только не Александр Митта, который видел в этой роли только Высоцкого. Строптивого режиссёра вызвали в Госкино и пообещали закрыть проект. Но тот ответил, что на съёмочной площадке не будет ни Белафонте, ни его агента. Победа окрылила не только Митту, но и самого Высоцкого. Официальное признание сулило актёру и новые роли, и концерты, и деньги. И он взялся за работу с энтузиазмом.

Возлюбленную Ганнибала искали по всему Союзу. Из множества претенденток Высоцкий выбрал никому не известную Ирину Мазуркевич. Никто не ожидал, рассказывается в программе, что 37-летний Высоцкий влюбится в 16-летнюю девочку. И, в первую очередь, сама юная актриса. И уж, конечно, она не предполагала, что окажется между двух огней, ведь своей красотой она поразила и молодого актёра Семёна Морозова. Любовный треугольник перекочевал, к радости режиссёра, из сценария в реальную жизнь. Это добавило правдоподобия в сцены ревности, хотя, на самом деле, всем было заметно – мужчины явно искрят, и конфликт может вспыхнуть в любой момент. Впрочем, как и в кино, до дуэли дело не дошло. Поняв, что тягаться с Высоцким тяжело, Морозов переключился на прекрасную незнакомку, которую встретил в лифте гостиницы. Он флиртовал, обворожительно улыбался и даже приобнял. Но и на этот раз не повезло: девушкой, за которой он приударил, оказалась Марина Влади! Семён просто не узнал её в солнцезащитных очках и без грима…

Почему не разгорелся роман Владимира Высоцкого и Ирины Печерниковой? Из-за чего они поссорились? Как одну из любовных сцен удалось снять только с седьмого дубля? Чем рисковал Семён Морозов, исполняя один из трюков? Что послужило толчком к расцвету Алексея Петренко? Узнаете из программы.

Фильм всё-таки удалось доснять. Его посмотрело 36 миллионов человек. А по общему интересу зрителей он был между заграничными опусами про Зорро и Ульзану…

Как цензоры омрачили радость режиссёра и актёров? Кому помешали сцены с карликами? Сумели ли помириться Высоцкий и Митта? Почему в фильме не остались песни Высоцкого? Смотрите очередной выпуск программы "Большое кино" на канале "ТВ Центр".

Дмитрий Толкачёв