Не своим голосом...

Мир кино жесток. Драмы тут разыгрываются на пустом месте. И чаще других страдают актёры. Почему каждый показ "Кавказской пленницы" напоминает Наталье Варлей о старых обидах? За что Ирину Муравьёву заставили петь чужим голосом? Кто отважился исполнить вместо Владимира Высоцкого его песни?

 

 

Иногда, рассказывают авторы фильма, даже самые знаменитые актёры лишались своих голосов и были беспощадно переозвучены. Например, с Владимиром Высоцким такие истории случались неоднократно. В 1966 году на экраны вышла картина "Саша-Сашенька". В одной из сцен произошло то, что сегодня может вызвать только недоумение – актёр поёт под гитару… не своим голосом.

С режиссёром фильма Виталием Четвериковым Высоцкого связывали дружеские отношения. Четвериков даже специально придумал для него роль, которой не было в сценарии. Но когда начали записывать песню, режиссёр стал требовать от актёра более классического исполнения. Артист сопротивлялся, уверяя, что это будет неестественно. В довершение всего Высоцкого нарядили в карнавальный костюм с париком. Но отказаться от роли было уже невозможно. Артист понял, что он в капкане, переоделся, но в сердцах, не стесняясь в выражениях, высказал всё, что было на душе. И Четвериков запомнил это. В результате, несмотря на то, что сцена с карнавальным костюмом была вырезана, режиссёр, который мог убрать заодно и всю песню, оставил её. Вот только исполнял её уже другой певец.

На этом обиды Владимира Семёновича не закончились. В том же 1966 году герой Высоцкого снова заговорил чужим голосом – теперь уже в фильме "Стряпуха". Картину снимали на Кубани почти два месяца. Группа просыпалась в пять утра, а снимали до тех пор, пока не стемнеет. На второй месяц такой работы у людей стали сдавать нервы. Иногда на замечания режиссёра Эдмонда Кеосаяна Высоцкий мог ответить излишне нервно. А однажды даже подрался с кем-то из местных жителей. Кеосаян был готов отстранить его от роли, но за Высоцкого вступилась Людмила Хитяева.

До этой работы артист и режиссёр были если не друзьями, то приятелями, но к концу съёмок почти не разговаривали. Злая ирония состоит ещё и в том, рассказывается в фильме, что Кеосаян не стал искать для озвучивания Высоцкого другого артиста, а решил сделать это сам, чтобы навсегда соединить на плёнке изображение обидчика и голос обиженного режиссёра.

Наталья Варлей обладала абсолютным слухом и чистым голосом с самого детства. За сорок лет актёрской карьеры она озвучила около двух тысяч иностранных и советских актёров. Как же так вышло, что в своих самых известных фильмах за неё говорят другие? Так, на съёмках "Кавказской пленницы", рассказывается в фильме, артистка, не всегда понимала, что от неё требует Леонид Гайдай и пыталась сопротивляться. Но он, казалось, прощал ей всё. О том, что её переозвучат, Варлей не подозревала. И вдруг на премьере она увидела себя, говорящую и поющую чужими голосами. Её стали душить слёзы, да ещё Гайдай сухо бросил ей: "Так лучше для фильма!" Обида была настолько сильна, что Варлей решила больше никогда не сниматься в кино. Но судьба распорядилась иначе. Уже через год актриса сыграла Панночку в "Вие". И эта роль тоже принесла ей горькое разочарование. На этот раз за неё говорила Клара Румянова! Не дал ей спеть самостоятельно и режиссёр фильма "Три дня в Москве" Алексей Коренев, отдав песню певице Нине Бродской.

Когда обиды улеглись, Наталья снова сыграла у Гайдая в "12 стульях". И снова режиссёр решил, что для фильма будет лучше, если Варлей озвучит кто-то другой, например, Надежда Румянцева. Режиссёр был фанатом своего дела и ради результата готов был рассориться хоть с самим господом Богом. Командовать парадом Леонид Иович на своих картинах не позволял никому!

Как и Наталья Варлей, прекрасно поёт Ирина Муравьёва, да ещё и обладает абсолютным слухом. Режиссёр Татьяна Лиознова видела главную героиню будущего фильма "Карнавал" только в исполнении Муравьёвой. Ирина тут же согласилась, узнав, что это будет настоящий бенефис! Но актриса не знала, что Лиознова ещё до начала съёмок дала задание композитору Максиму Дунаевскому подобрать для исполнения песен профессиональную певицу. И тот предложил это сделать Жанне Рождественской, которую сегодня называют главной закадровой певицей советского кино.

Фильм "Карнавал" посмотрели в первый год проката 31 миллион зрителей. Песни стали хитами, Ирине Муравьёвой позволили записать пластинку с собственным исполнением песен. Это был тот редкий случай, когда актриса не обиделась ни на режиссёра, ни на композитора, ни на певицу. Но такое отношение скорее исключение. И драм в большинстве случаев можно было бы избежать, если бы амбиции уступили место разуму, а актёры и режиссёры научились слышать друг друга. 

Кто озвучивал Остапа Бендера вместо Арчила Гомиашвили? Из-за чего поссорились Дмитрий Харатьян и Сергей Жигунов? Почему в "Земле Санникова" вместо Олега Даля заглавную песню исполнил Олег Анофриев? Как актрисе Екатерине Савиновой удалось сыграть полторы роли в фильме "Приходите завтра"? Сумела ли Ирина Алфёрова простить обиду Анастасии Вертинской? Об этом и многом другом – в документальном фильме "Актёрские драмы. Не своим голосом".

В фильме принимают участие: Наталья Варлей, Ирина Муравьёва, Александр Панкратов-Чёрный, Людмила Хитяева, Никита Высоцкий, Жанна Рождественская, Ирина Алфёрова, Анна Каменкова, Аида Ведищева, Наталья Андрейченко, Максим Дунаевский и другие.

Дмитрий Толкачёв