За кулисами музыкальных фильмов

Советские музыкальные кинокомедии – это волшебный мир, наполненный радостью и любовью. "Весёлые ребята", "Сильва", "Сватовство гусара", "Мистер Икс", "31 июня"... Кажется, что те, кто создавал эти романтические картины, счастливы, как и их герои. Увы, не всегда. Какие невидимые миру слёзы лились каждый раз за кадром, узнаем в документальном фильме "Актёрские драмы. За кулисами музыкальных фильмов".

 

 

Композитор Исаак Дунаевский пригласил Леонида Утёсова сняться в комедии Григория Александрова "Весёлые ребята", когда тот уже был известным певцом. А Любовь Орлову, которую тоже рекомендовал Дунаевский, никто не знал – до этого она мало снималась в кино. Зато режиссёр Александров сразу увидел в ней потенциал. И пусть на момент съёмок режиссёр был женат, у него рос сын… Но тут такая женщина! Ради таких мужчины совершают подвиги. А вот Утёсов решил, что 32-летняя Орлова не подходит на роль 19-летней Анюты. И когда актрису привели на пробу, он спросил у Александрова, где тот раздобыл эту "старуху". Услышав такое от 35-летнего исполнителя роли пастушка Кости Потехина, Орлова и бровью не повела. Зато по уши влюблённый режиссёр фразу запомнил.

К концу работы над картиной Александров понимал, что ставку будет делать на Орлову, а к Утёсову потерял всякий интерес. Как итог – Леонид Осипович остался без Сталинской премии, и Александров больше никогда не снимал его в своих картинах…

Зажигательный мюзикл режиссёра Леонида Квинихидзе "31 июня" вышел на телеэкраны страны вечером последнего дня уходящего 1978 года. Зрители были в восторге: современная музыка, красивые актёры, песни, которые тут же стали хитами. Все ждали повторного показа, чтобы ещё раз насладиться фильмом. Картина же как в воду канула. Почему? Поразительно, но история любви, разделённой временем, а не расстоянием, оказалась пророческой как для самого фильма, так и для двух его участников: композитора Александра Зацепина и солиста балетной труппы Большого театра Александра Годунова, сыгравшего роль придворного музыканта.

Через полгода после премьеры, в августе 1979 года, Годунов, приехав на гастроли в Америку, попросил политического убежища. С советскими балетными артистами такое случалось не раз: Нуреев, Макарова, Барышников уехали за рубеж за выгодными предложениями. Квинихидзе знал об этой тревожной тенденции, но хотел, чтобы его актёры демонстрировали совершенную пластику. И вот совершенная пластика обернулась катастрофой: фильм, в котором Годунов играл одну из главных ролей, отправили на полку.

Песни из картины всё же вернулись в радиоэфир, но она сама продолжала пылиться на полке. "Срок ареста" ей добавил Зацепин. Композитор вдруг заявил, что у него контракт с голливудской студией и ему нужно лететь в США... Что за страшное пророчество из фильма "31 июня" сбылось в судьбе Годунова? О каких тайнах семьи Кадочниковых не знали на съёмочной площадке "Сильвы"? Что Георг Отс скрывал под маской Мистера Икс? Зачем Александров переозвучил "Весёлых ребят", и почему из этого ничего не вышло? Какие кадры с Боярским не вошли в финальную версию картины "Сватовство гусара"? Об этом и многом другом – в документальном фильме "Актёрские драмы. За кулисами музыкальных фильмов" на канале "ТВ Центр".

Пётр Лихолитов