"По законам детектива", или Что осталось за кадром советских кинолент

За лихими поворотами отечественных кинодетективов следила вся страна. И мало кто догадывался, что на съёмочных площадках этих фильмов порой разворачивались события, достойные отдельного кинополотна. Что происходило за кадром, зрители канала "ТВ Центр" узнают, посмотрев документальный фильм "Актёрские драмы. По законам детектива".

 

 

Они были образцами для подражания: справедливым участковым, проницательным сыщиком, храбрым разведчиком, отчаянной домохозяйкой… В серии под названием "Пожар" из культового советского сериала "Следствие ведут знатоки" Пал Палыч Знаменский непривычно молчалив и задумчив. Зрители были уверены, что этого требует детективный сюжет. Однако, и в этой серии, и в последующих Пал Палыч всё чаще поворачивался к камере спиной – так актёр Георгий Мартынюк пытался скрыть ото всех своё горе.

О причинах смерти дочери от первого брака Георгий Мартынюк ни с кем не говорил. И, в отличие от Пал Палыча, расследования не проводил. Да и как это сделать, если жертва – собственная дочь, которую он оставил вместе с первой женой несколько лет назад? Фактически бросил...

Георгий Мартынюк в погонах Знаменского с первой серии "Знатоков" стал предметом всесоюзного женского обожания. Слава набирала вес, а вместе с ним росло и напряжение в семье. В середине 70-х Георгий всё реже бывал дома и всё чаще в хмельных компаниях. В конце концов жена указала на дверь. Со своей второй женой – Ниеле – Мартынюк познакомился незадолго до развода. Так, холостяк Пал Палыч Знаменский во второй раз завёл семью и во второй раз стал отцом. Дочку Ниеле, Таню, Георгий Мартынюк принял как родную. Своя же, Лиза, с каждым годом всё больше отдалялась. Он мало знал о её жизни и такого удара судьбы, конечно, не ожидал.

Георгий продолжал играть в театре, сниматься в "Знатоках". Однако новых ролей актёру Мартынюку почти не предлагали. Он был будто арестован своим же киногероем. Вот как о том времени в документальном фильме рассказывает многолетний партнёр по "Знатокам" актёр Леонид Каневский:

– Был смешной спектакль "Белые флаги" по Нодару Думбадзе, где мы с ним играли двух заключённых. Когда открывался занавес, в зале начинался шумок минуты полторы: "О, Знаменский и Томин сидят в тюрьме!".

Личная трагедия, профессиональный тупик, и, как следствие, – злокачественная опухоль. Георгий Мартынюк умер в феврале 2014 года. Тогда стояли такие же морозы, как и 43 года назад, когда страна впервые увидела на экране Пал Палыча Знаменского…

Много личных драм разыгралось и на съёмках другого культового советского фильма – "Семнадцать мгновений весны". Один из самых напряжённых моментов развернулся в девятой серии, когда Штирлиц шёл к Мюллеру. Эту сцену потом разберут на анекдоты, не догадываясь, что за ней скрывается трагедия старого советского актёра Лаврентия Масохи. Ему в сериале досталась скромная роль адъютанта Мюллера. И в какой-то момент он должен был просто сказать: "Группенфюрер, к вам штандартенфюрер Штирлиц". Но беда в том, что актёр не мог выговорить "группенфюрер", "штандартенфюрер".

Ценнее артистов на площадке лишь одно – киноплёнка. Ни на секунду не забывая об этом, режиссёр Татьяна Лиознова дала волю эмоциям. На глазах у всей съёмочной группы режиссёр отчитала как мальчишку старейшего актёра советского кинематографа. Масоха отправился в ресторан, заказал 50 граммов коньяка, выпил и рухнул на стол. В одиннадцатой серии Шольц появляется лишь на секунду. Уже посмертно.

Но с кем бы Штирлиц не находился в кадре, рассказывается в документальном фильме, за ним всегда незримо следует ещё один герой шпионской саги. Это внутренний голос Максима Максимовича Исаева – легендарный баритон Ефима Копеляна. К тому времени актёр уже продублировал 46 фильмов и снялся ровно в таком же количестве лент. Татьяна Лиознова оставила его в сериале "без лица", только его задумчивый голос.

Возможно, и сама Лиознова об этом не знала, а миллионы зрителей уж точно не догадывались: в жизнь Ефима Копеляна в это время ворвалась беда – его единственный сын Кирилл начал пить. В то время, когда отец занимался озвучкой, Копелян-младший едва не разбился насмерть в автокатастрофе. Внутренний голос Штирлица не дрогнул, но сердце Ефима Захаровича впервые сбилось с ритма. Ефим Копелян умер от инфаркта в 1975-м, через два года после триумфа своей главной закадровой роли…

За что "жену" резидента Тульева и разведчика Максима Исаева – Элеонору Шашкову – отлучили от роли? Почему мгновения счастья радистки Кэт – Екатерины Градовой – и Андрея Миронова оказались столь короткими? Из-за чего роль сельского милиционера Анискина стала последней в жизни Михаила Жарова, и кто был ему поддержкой в последние годы? Что пришлось вынести Рине Зелёной во время съёмок "Приключений Шерлока Холмса"? Об этом – в документальном фильме "Актёрские драмы. По законам детектива" на канале "ТВ Центр".

Дмитрий Толкачёв