Виктор Павлов: "Души актёров переселяются в белых голубей"

В жизни с этим артистом поладить мог не каждый. Он что думал, то и говорил, поэтому нажил себе немало врагов. А залечивать свои душевные раны предпочитал в компании птиц… Памяти актёра посвящён документальный фильм "Виктор Павлов. Голубиная душа".

 

 

В 1968 году режиссёр Евгений Ташков приступил к съёмкам сериала "Адъютант его превосходительства". Обаятельного Павлова он утвердил на роль красноармейца Сиротина. Но Виктору хотелось сыграть бандита Мирона Осадчего. Попробовался – и слёту копнул так глубоко, что неожиданно нашёл в этом герое что-то человеческое. И в его исполнении убийца вызывал даже сочувствие! А ведь с этой ролью Павлова связана и его самая большая творческая обида. Какая? Об этом в фильме вспоминает Юрий Соломин. А тогда Виктор Павлов для себя твёрдо решил, что отныне специально будет выбирать отрицательные роли, но играть их так, чтобы зрители сопереживали именно ему.

Особенность дарования Павлова оценила вся страна, когда на экраны вышел фильм "Место встречи изменить нельзя", где Виктор снова играл бандита. Кульминационным моментом картины стала сцена, где Высоцкий-Жеглов убивает Павлова-Левченко. И – парадокс! – зрители в эту минуту ненавидели Жеглова! Но мало кто знает, что именно Высоцкий порекомендовал режиссёру Станиславу Говорухину взять в картину Виктора.

Пути Павлова и Высоцкого пересеклись ещё в уличном детстве, которое пришлось на трудные послевоенные годы. Из-за маленького роста и потешной внешности Павлов частенько становился объектом насмешек. Но гордость и самолюбие в нём всегда были сильнее страха. Парнишка знал единственный способ ответить обидчику – дать ему в морду. Однажды Павлова так отмутузили, что повредили правое ухо, и с тех пор оно слегка оттопыривалось. То самое, из-за которого знаменитый Гайдай и взял его на эпизодическую роль студента в фильм "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Хотя Павлова это и задело, но он по-своему "отомстил" гению комедии – сыграл так ярко и выпукло, что зрители воспринимают его героя как главного в этой новелле.

А ведь для самого Виктора экзамены в институт действительно стали праздником. В 1959 году он подал документы в цирковое училище, Школу-студию МХАТ и театральное училище имени Щепкина. И везде был принят! Щепкинское училище он выбрал потому, что сама Вера Пашенная захотела, чтобы Виктор учился у неё.

После окончания училища Павлова и его закадычного друга, однокашника Олега Даля пригласили в театр "Современник". Они играли вместе во многих спектаклях. Только Олег всегда был в главных ролях, а Виктор "на подхвате". И Павлов ушёл со скандалом, хлопнув дверью. Самое интересное, рассказывается в документальном фильме, что с Далем Павлов продолжал дружить, а вот обида на "Современник" у него так и не прошла. Зато с распростёртыми объятиями его тут же принял театр Ермоловой. И это был настоящий подарок судьбы: тут Виктор встретил любовь всей своей жизни – Татьяну Говорову. И с тех пор каждый день их совместной жизни стал и праздником, и экзаменом, и приключением. Потом ещё были и театр им. Вл. Маяковского, и Малый театр и др. Виктор Павлович уходил, когда считал нужным, и возвращался, когда хотел – не оправдываясь. Однажды Павлов объяснил жене все свои поступки одной фразой: "Птица поёт один раз". Он был внутренне свободным человеком и как только чувствовал зависимость, улетал. Как актёр заступился за молодую актрису? Какую роль, которую никогда не увидят зрители, Павлов сыграл в гостинице "Аркадия"?

Хотя снимался Виктор много, начиная уже с 20-ти лет, своей главной роли всё не было. Пока, наконец, в 1978 году роль в фильме "Уходя – уходи" Виктор Мережко создавал исключительно в расчёте на актёра. Казалось, это круто изменит судьбу артиста. Но нет, Павлов по-прежнему был "вишенкой на тортик". И, как всегда, в трудные минуты его спасала сцена Малого театра.

В его доме всегда было много живности. Да и языком пернатых Виктор Павлович владел свободно. Свистеть он научился ещё в детстве, когда поднимал в небо стаи голубей. Павлов всю жизнь мечтал увидеть, как белоснежные красавцы парят над его любимой Театральной площадью. Ради этого блудный сын и вернулся в родной Малый окончательно и бесповоротно.

Задорный характер Павлова никому не давал расслабиться, да так, что партнёры его выходок побаивались. Валерий Гаркалин никогда не забудет свой дебют в кино в фильме "Катала", где его угораздило "нарваться" на Виктора Павловича. Вот как рассказывает об этом сам тогдашний дебютант:

– "Окровавленный" Виктор Павлович смотрит на меня. И всё зависит только от того, как я сыграю этот крупный трагический план. И вдруг, зная, что его звук не записывается, Виктор Павлович говорит мне: "Что ты, коммуняка, со мной сделал? Как я теперь поеду в метрополитене имени Ленина?". Не знаю, какие силы мне помогли не рассмеяться. С тех пор я его прозвал "Виктор Падлович Падлов".

Задиристого, но такого любимого актёра победила болезнь – от третьего инсульта оправиться он уже не смог. Место Павлова так занять никто и не сумел – ни в кино, ни в театре, ни в сердцах тех, кто его любил. А сам он верил, что души актёров переселяются в белых голубей. Как Павлов извинялся перед партнёрами? Что подарили ему на юбилей? Какие "вольности" прощал ему Юрий Соломин? Смотрите документальный фильм "Виктор Павлов. Голубиная душа" на канале "ТВ Центр".

Дмитрий Толкачёв