На неделе в России вдруг многие заинтересовались темой многоженства. Даже трудно представить, сколько человекочасов потрачено на написание тысяч статей и сотен тысяч постов в соцсетях после свадьбы в Чечне и особенно после заявления руководителя администрации главы республики о том, что стоит "урегулировать вопрос". В общем, шума много, но при ближайшем рассмотрении выясняется: шума-то из ничего.
Тема легализации многоженства в России поднимается не впервые, и уже традиционно задает ее Чечня. Глава республики Рамзан Кадыров о необходимости узаконить это говорил и в 2006-ом, и в 2011-ом. Логика проста, после двух военных компаний, по статистике, женщин в Чечне чуть ли не на 20 процентов больше, чем мужчин. Как тут не вспомнить о древних традициях.
"Рамзан Кадыров, действительно, тратит большие усилия, чтобы возродить традиции чеченцев и религиозный аспект. Логика политическая в этом есть, и, безусловно, отчасти правильная. Но проблема в том, что, дойдя до определенного уровня развития, эта культура требует расширения своего влияния", - считает политический аналитик Надана Фридрихсон.
И, похоже, это расширение влияния уже имеет место. Если еще недавно разговоры о многоженстве однозначно воспринимались обществом в штыки, то сегодня только 62 процента россиян выступают категорически против, 10 процентов за. Остальные готовы к обсуждению. Поводом для нынешней дискуссии стало бракосочетание начальника РОВД Ножай-Юртовского района Чечни Нажуда Гучигова и 17-летней Луизы Гойлабиевой. Правозащитники тут же обеспокоились, мол, у жениха законная супруга уже имеется. За молодожена вступился его друг, гость на свадьбе и одновременно глава администрации президента республики Магомед Даудов. "Хорошо бы, если бы многоженство легализовали. Но только, чтобы по шариату все было: если мужчина может содержать еще одну жену, то почему нет? Это ведь распространено, а значит, неплохо бы это как-то урегулировать", - сказал он.
Споры о том, хорошо многоженство или плохо, уже начались, но в одном руководитель администрации главы Чечни прав – в республиках Северного Кавказа явление это, действительно, распространенное.
Социологи выяснили, что в Дагестане и Ингушетии каждый 20 брак полигамный. В Кабардино-Балкарии – каждый 12-й. Лидер в этом рейтинге – Чечня: в каждой шестой семье на одного мужа приходится как минимум две жены. Исламские богословы подчеркивают: традиционное представление о многоженстве, сформированное отчасти советским кинематографом, искажает реальность.
"В священном Коране Всевышний говорит о том, что дозволено вам иметь две, три и четыре жены одновременно, если вы будете справедливы. Если вы будете несправедливы, говорит Всевышний, то лучше для вас одна. То есть, в первую очередь ислам рассматривает это не как правило, а как исключение. И в основу ложится вопрос справедливости между супругами", - говорит первый заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан хазрат Аббясов
Как раз об этом сторонники легализации многоженства часто и забывают. Их познания вообще подчас весьма далеки от соблюдения исламских традиций. На деле все гораздо прозаичнее. Мужчина живет на две семьи. Из чувства долга не может бросить первую, из чувства любви – вторую. Семейным треугольникам предлагают принять другую форму - законную.
"Мы предлагаем, давайте снимем запрет на заключение второго брака без расторжения предыдущего. То есть любой человек может зарегистрировать повторный брак без расторжения предыдущего. И получится не многоженство, а легализация семейных отношений. Сохраняется старая семья. Мы хотим уберечь и первую семью, и вторую, и третью. И недолжно быть ограничений. И большинству мужчин и женщин мы желаем, чтобы была одна семья. Но это не получается, не получается это", - считает лидер ДПР Владимир Жириновский.
При чем не получается настолько, что проблему уже обсуждали в комитете Госдумы по вопросам семьи женщин и детей. И даже его председатель, защитник традиционных ценностей Елена Мизулина признает, проблему решать нужно, но решения на законодательном уровне пока не существует. И вариант сделать исключение лишь для Северного Кавказа тоже не подходит.
"Мы обсуждали разные варианты. Очень трудно себе представить, как на территории гигантского государства Россия мы сможем обеспечить столь разные какие-то законодательные решения, применительно к семье. Это означает, что люди, которые живут в одном регионе, не смогут передвигаться в другой. Ведь люди мигрируют, переезжают на место новой работы", - говорит председатель комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина.
И дело даже не в том, что по месту новой работы, где-нибудь в Тверской или Рязанской области, объяснить наличие трех жен будет сложно. Законный брак предполагает наличие правовых отношений. И по каким нормам, судам в случае имущественных споров выносить решения? Предложение же легализовать многоженство на всей территории России тоже разбивается о суровую реальность.
"Жить они будут в "хрущевках" или девятиэтажках, с бабушками, мамами, котами, детьми, две-три жены. Какой-то мужчина, наверное будет очень гордиться, что его дома ждут две жены. На деле это будут постоянные семейные скандалы. Постоянно будет вызов полиции домой. И, соответсвенно, все эти женщины будут жить полузападными мерами, то есть при этом работать, пополнять семейный бюджет, либо они будут дружно жить на зарплату в 50 тысяч рублей", - считает Надана Фридрихсон.
В общем, как в известной песне "но, с другой стороны, тещи тоже три». А в России мать жены - куда более авторитетный член семьи, чем на Востоке. Тем более, что и там многоженство вовсе не развлечение для тех, кому "седина в бороду". Знатоки Корана подчеркивают, традиция сложилась вовсе не из-за мужской похоти.
"Нужно понимать, что это не какая-то человеческая прихоть иметь вторую, третью жену, а это некое социальное обязательство. И сам пророк Муххамед (да благословит его Аллах и приветствует), он сам показывал, что он, когда брал в жены себе вторую, третью и четвертую жену, это в основном были жены, вдовые, или те женщины, которые нуждались в помощи и поддержке", - объясняет Рушан хазрат Аббясов.
Но еще вопрос, многие ли сторонники полигамии сегодня готовы следовать такому праведному примеру. Не говоря уже о том, что теперь в поддержке нуждаются сами многие мужчины. А среди женщин достаточно тех, кто сможет содержать хоть пятерых мужей. И в случае легализации многоженства вполне логично смогут заявить о защите своих прав и потребовать узаконить многомужество. Тем более, что такая форма семьи тоже на законных основаниях существует в целом ряде стран Юго-Восточной Азии. В XXI веке в правовом государстве, в отличие от традиций, права у всех должны быть одинаковы.
Мы в Telegram