Теракт на А321: причины и последствия

Airbus A321 потерпел катастрофу из-за взрыва самодельного взрывного устройства на борту, признали власти России. Владимир Путин пообещал найти виновных "в любой точке планеты и покарать". Но ответственность за крушение лайнера лежит не только на террористах, но и властях Египта. Трагедии можно было избежать, если бы не алчность и идеология, утверждают эксперты.

Российские власти признали, что крушение самолета Airbus A321 авиакомпании "Когалымавиа" на Синайском полуострове было терактом. В ответ президент страны Владимир Путин пообещал найти и покарать причастных к взрыву, а бомбардировки Сирии усилить.

"Убийство наших людей на Синае — в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников. Наша боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена. Она должна быть усилена таким образом, чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно", - заявил Путин во вторник на совещании о причинах крушения А321.

Президент предупредил тех, кто попытается оказать содействие преступникам, об ответственности. Она, по словам главы государства, будет полностью лежать на их плечах.

"Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поимённо. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдём в любой точке планеты и покараем".

Уже вечером во вторник стало известно, что российские самолеты нанесли массированный удар по позициям "Исламского государства". В операции были задействованы даже самолеты дальней авиации и космические спутники. На совещании с силовиками Владимир Путин подчеркнул, что военные, выполняя операцию в Сирии, защищают Россию и ее граждан.

О том, что случившееся в небе над Синайским полуостровом было терактом, заговорили уже на следующий день после трагедии. Сначала о взрыве на борту заявила британская разведка, при этом отказавшись передать Москве всю имеющуюся у нее разведывательную информацию. Следом о теракте осторожно, но все же заговорили по ту сторону океана. Как сказал спустя пять дней после катастрофы Барак Обама, официальные заявления делать рано, но есть все основания полагать, что на борту взорвалась бомба.

При этом ответственность за крушение российского самолета почти сразу взяла на себя египетская ячейка запрещенной в России группировки "Исламское государство". Бомбу могли установить под килем самолета, откуда и началось разрушение лайнера. Пронести взрывное устройство на борт могли сотрудники аэропорта.

Версия о том, что к катастрофе привела, в том числе и система безопасности в аэропортах Египта (а точнее, ее отсутствие), появилась практически сразу. Интернет переполнили видеоролики и свидетельства туристов, которые утверждали, что за небольшую взятку спокойно проносили через все кордоны безопасности сумки с вещами, а их самих никто не досматривал. Во вторник, 17 ноября, стало известно, что власти Египта задержали двоих сотрудников аэропорта, которые дежурили в тот день. Но поможет ли это?

Эксперты по авиационной безопасности хоть и говорят, что система контроля в аэропортах за 40 лет своего существования отработана до мелочей, но признают, что террористы всегда смогут найти "слабое звено".

"Иуды были всегда. Пробить надежную систему авиационной безопасности может алчность или идеология. В данном случае будет интересно узнать, чем подкупились работники египетского аэропорта – либо идея, либо приличные деньги. Повторюсь, алчность вскрывает любые системы, железобетонные запоры. Это мог быть любой работник аэропорта, хоть грузчик, хоть менеджер", - рассуждает эксперт Международной организации гражданской авиации ИКАО Виталий Бордунов.

"Работники аэропортов проходят жесткий отбор перед приемом на работу. Но, человеку просто могли предложить такую сумму, что он не устоял. Алчность всему виной".

В этой ситуации, продолжает эксперт, встает вопрос — если система авиационной безопасности Египта дала слабину из-за разгильдяйства властей, не должны ли они нести и ответственность за случившееся.

"У нас ответственность за жизнь пассажиров несет авиаперевозчик, и он выплатит компенсации родственникам жертв. Получается, что "Когалымавиа" выполнила свои обязательства, выплатила деньги, но катастрофа произошла не по вине компании, а по вине Египта. Есть ли возможность в этом случае предъявить претензии? Теоретически да", - говорит Бордунов.

Возможность судебных тяжб с египетской стороной допускает и адвокат, ранее уже представлявший в судах интересы родственников погибших при терактах и авиакатастрофах, Игорь Трунов.

По его словам, если транспортная безопасность нарушена и аэропорт не досмотрел за тем, как пронесли на борт взрывчатку и взорвали в самолете – это ответственность международного аэропорта Шарм-эль-Шейха, как в рамках уголовной ответственности тех должностных лиц, которые нарушили транспортную безопасность, так и в рамках материальной ответственности за вред. Трунов допускает, что перспективы у иска родственников погибших есть.

"Международное право говорит о том, что в отличие от российской судебной практики, не бывает ни одной авиакатастрофы, где не выплачивались бы серьезные возмещения вреда и серьезные компенсации, и материальная ответственность не наступала бы. Если мы говорим про судебные перспективы, то российское законодательство позволяет подавать в суд как по месту жительства в случае причинения вреда жизни и здоровью, так и по месту нахождения ответчика. Здесь пока вопрос юридических перспектив не ясен, потому что документы все не получены о владельцах, о юридическом лице "Аэропорт Шарм-эль-Шейх" – то есть, кто там является владельцем и есть ли там государственное владение. Если там есть государственное владение, то тогда разговор о том, что египетские власти ответственности несут за террористический акт, имеет все основания для реализации", - заявил Трунов.

Новостей из России о причинах крушения А321 ждали и в Египте, который, как государство, на территории которого произошла авиакатастрофа, также участвовал в расследовании. Премьер-министр республики Шериф Исмаил уверен, что на отношениях Москвы и Каира эта трагедия не отразится. Сейчас они находятся на высоком уровне, подчеркивает египетский политик.

"Если криминальный след будет признан следственной комиссией, Каир готов всячески и всеми имеющимися силами сотрудничать с Москвой в поимке преступников".

Но на чем точно отразилось крушение А321, так это на туризме. Как говорят представители отрасли, с самого начала, когда только были запрещены полеты в Египет, стало понятно, что в этой истории "не все чисто". На этом фоне произошло снижение продаж на все туры, не только в направлении Красного моря. Затем последовала террористическая атака на Париж, что еще больше усугубило ситуацию. Но сейчас ситуация достигла критической точки и дальнейшего снижения спроса туроператоры не прогнозируют.

"Наши аналитики говорят, что произойдет некоторая стагнация. То есть восстановление спроса, которого мы ожидали сначала через две недели после авиакатастрофы, потом через две недели после запрета на полеты, потом еще две недели после Франции, займет намного дольше времени и продлится, как минимум, до первых чисел декабря. Но дальнейшего снижения мы не ожидаем", - говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

С тем, что версия теракта в деле А321 не заставит туристов отказаться от отдыха, согласны и в авиационной сфере. Этот теракт не первый и, к сожалению, не последний. Люди же боятся летать по другим причинам, рассуждает руководитель центра "Летаем без страха" Алексей Герваш.

"Люди боятся отсутствия контроля, непонимания происходящего, своего тревожно-мнительного психотипа и так далее. Страхи людей, которые боятся летать, как раз не распространяются на терроризм. Если бы эта катастрофа произошла по вине авиации, это было бы гораздо тяжелее, потому что это было бы подтверждением всех их страшилок, что самолеты списаны, пилоты пьяные, все левой рукой делается", - говорит Герваш. По его данным, среди пассажиров лишь 0,1% боятся теракта в самолете, а вот турбулентности — 35%.

"При том, что первое является реальной угрозой, а второе — нет".

Как стало известно во вторник, Владимир Путин и Франсуа Олланд встретятся в Москве. Речь пойдет о координации совместных действий в борьбе с терроризмом. Власти Франции, как никто другой, знают, что такое теракты — в результате атаки на Париж в минувшую пятницу погибли почти 130 человек. Кроме того, в ближайшее время в район действий российского флота в Средиземном море подойдет французская морская группировка во главе с авианосцем. По поручению Владимира Путина российские моряки должны установить с французами "прямой контакт" и "действовать как союзники". Может быть, перед лицом общей угрозы Россия и Запад, наконец, смогут преодолеть разногласия по Сирии и сообща положить конец "Исламскому государству".

Мы в Telegram
Новости по теме
Обломки самолёта A321 на Синайском полуострове
Обломки самолёта A321 на Синайском полуострове
Место крушения самолета Airbus A321
Место крушения самолета Airbus A321
На месте крушения самолета Airbus A321 рейса 9268
На месте крушения самолета Airbus A321 рейса 9268
Место крушения самолета Airbus A321
Место крушения самолета Airbus A321
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ