В Сирии правительственные войска и отряды ополченцев усиливают наступление на Ракку. В городе сконцентрированы главные силы так называемого "Исламского государства" (группировка запрещена в России и многих других странах). Уже удалось вернуть контроль над стратегически важным нефтяным месторождением. Между тем, растет количество населенных пунктов, которые присоединились к режиму прекращения огня. А в Пальмиру приехали российские военные художники.
Пожар на земле, столб дыма в небе. Возможно, дело рук боевиков. Ещё полчаса над сирийской пустыней и российские Ми-8 заходят на посадку. Дальше на внедорожниках. Полуразрушенные дома. Чудом уцелевшая башня мечети. Практически пустынные улицы. А уже за очередным КПП - колонны древнего города, передает "ТВ Центр".
Римский амфитеатр. 48-метровая сцена. Нижний уровень диаметром 20 метров. Зрительный зал из девяти рядов-ступеней. Во втором веке здесь - на тот момент в одном из богатейших городов поздней античности - выступали сенаторы. Спустя почти два тысячелетия - террористы устраивали показательные казни. После освобождения и разминирования - концерт симфонического оркестра Мариинского театр под руководством Валерия Гергиева. Вслед за музыкантами в Пальмиру приходят художники.
"Сбылась мечта моего детства - оказаться здесь, писать и любоваться этой красотой. Но, к сожалению, только война позволила оказаться здесь. Все равно то, что осталось, это поражает. Это прекрасно", - рассказал художник студии военных художников имени Грекова Юрий Бирюков.
Треножный мольберт - они, кстати, появились уже в античную эпоху - холст и масляные краски. Вот все, что нужно Юрию Бирюкову из студии военных художников имени Грекова, чтобы остановить время. Но самое главное, конечно, эмоции.
"Для меня, как для художника это важно, как паломничество в Мекку. Тем более то, что я вижу, это ужасает. Эти все разрушения. Больно. Это просто как личная утрата. Поэтому хоть маленькую толику внести свою, отобрать это все. Запечатлеть. Вот моя задача", - говорит Бирюков.
В это время коллега Юрия - Андрей Сибирский - делает наброски карандашом. Каждый штрих, говорит художник, на вес золота. В каждой линии боль сирийского народа вместе с радостью за то, что колыбель мировой культуры спасена.
"Наши художники - они несут традиции с Гражданской войны, Великой Отечественной войны и все последние войны. Везде мы были. И наше старшее поколение, и мы везде практически с Чеченской войны. Мы где только не были. И важно, что это не просто наше посещение, а это все потом превращается в картины. Картины, которые остаются уже на века", - отметил художник студии военных художников имени Грекова Андрей Сибирский.
Набрав достаточно материала в древней части города, художники перемещаются в современную. Картины разрушения – это, судя по всему, бывшая парикмахерская - свидетельствуют о том, как внезапно напали террористы и как местные жители в спешке убегали. Одним из них был Альхарир Мухаммед.
Год Альхарир не видел родных улиц. Но никогда не терял надежды вернуться. Хотя понимал - начинать придётся с нуля. И дом, скорее всего, в руинах. Но он уцелел. Вся квартира - вверх дном. Ни газа, ни электричества, ни воды. Ценности что были, террористы вынесли. Ненужное просто ломали. Дети, конечно, утраты переносят легче. Поднять настроение может даже дырявый футбольный мяч.
Обезврежено 19 тысяч взрывоопасных предметов. Очищено 116 километров дорог. Поставленную президентом Путиным задачу Вооруженные силы полностью выполнили менее, чем за два месяца. Сколько времени уйдёт на восстановление древнего города точно, пока не берётся сказать никто. По приблизительным оценкам специалистов, около пяти лет. Но уже сейчас очевидно - Россия поможет снова.
Михаил Шекоян, Александр Ивановский, "ТВ Центр", Пальмира, Сирия.
Мы в Telegram