Ирина Горячева: "Я не читаю детективы"

На канале "ТВ Центр" продолжаются приключения автора детективов Агаты Север. На этот раз она сталкивается на острове с человеком из своего прошлого. К чему приведёт эта встреча, узнаете из фильма "Северное сияние. Шорох крыльев". А пока – интервью с актрисой Ириной Горячевой, сыгравшей Агату. Ирина утверждает, что во многом похожа на свою героиню. Мы решили в этом убедиться.

– Я заметила, что ваша героиня никогда не здоровается первой. Вы считаете, это правильно?

– А с кем Агата должна первой здороваться? С хамоватым кузеном или с негостеприимной хозяйкой отеля, молча встретившей гостей? Чтобы моей героине захотелось поздороваться первой, надо, чтобы что-то произошло. Мне важно, чтобы не получилось, что Агата хамит или против кого-то настроена. А в остальном она ведёт себя прилично. Моя собственная позиция – не здороваться первой с мужчинами. Думаю, что женщина, навстречу которой идёт начальник, должна услышать "Здравствуйте" от него. И уже после она может кивнуть или ответить. Но кидаться здороваться ради субординации лично я не стану. А вот женщине постарше первой скажу: "Здравствуйте!". Мне кажется, так пока мыслит и Агата.

– Агата довольно сдержанная в эмоциях, крайне редко улыбается. В вашем голосе куда больше позитивного настроения…

– Ну, тому есть причины. Приключения Агаты происходят на острове. Ей не очень-то рады его жители, к тому же она всё время занимается поиском убийц. Вы бы улыбались на её месте? Если не смеётся, значит, у неё нет для этого повода. В одном из фильмов есть сцена, когда маленькая Майя (Вита Корниенко) протягивает Агате свои рисунки. И я, увидев её каракули, говорю: "Ну, да, художником-оформителем тебя никуда не возьмут". И прямо там засмеялась. Так что моей героине эмоции не чужды.

– Это особенно заметно в эпизоде, когда Маруся с вызовом перечисляет Агате достоинства её соперницы Марго, тоже автора детективов. Тогда, кажется, что в глазах Агаты появились слёзы… Или я ошибаюсь?

– Казалось бы, насколько важно Агате мнение Маруси? В голове моей героини промелькнуло многое – что-то личное, история с романом. Мне понятно состояние Агаты: какое ты, девочка, имеешь право тыкать мне книгами, отношениями? Ты что сделала? Агата себя держит и тут неожиданно выплёскивает всё в слезах. Да, нетипичное для героини качество, но мне хотелось сделать её богаче. Не злой. Мне было важно показать её боль, искреннюю обиду. Но не хотелось перед Марусей размазываться и расплакаться. Лично я не общаюсь с людьми, которые меня "ковыряют". Не люблю скандалы, слёзы, доказательства. И дома с родными не ругаюсь, просто молча ухожу. У меня был прецедент, когда я годы не общалась с родственниками, потому что мне были неприятны наши конфликты. Никто не видит моих всплесков эмоций, криков и разборов отношений. Я просто отворачиваюсь от человека. Думаю, что и у Маруси не получилось бы меня так расковырять, чтобы я заплакала. Со мной это просто невозможно.

– Но ваша героиня может поступить жестоко сама. Например, в первом фильме Агата ногой скинула с пирса в воду сумку мужчины, и это в то время, когда тот переносил её тяжёлые чемоданы вместе с Марусей. Почему и за что она так наказала незнакомца?

– Вокруг этого чемодана было столько зрительского возмущения! Такой ушат гнева вылили на мою героиню. Кстати, на съёмках были тоже разные мнения насчёт действий Агаты. Я постараюсь объяснить. Этот скинутый чемоданчик был жестом в сторону Маруси. Агату раздражает любовь к любезностям своей помощницы. Моя героиня уже знала наперёд, что и на пароходе вокруг Маруси будет крутиться очередной "помощник". И Агата должна была сказать Марусе: "Не надо! Если ты не будешь меня слышать, и сотрудничать, будет так".

В жизни у меня была похожая история с мамой, которая очень любила всем сообщать, особенно врачам, что её дочь – будущая артистка. Мне было дико стыдно, и я много раз просила её не делать этого. Но однажды мне пришлось разыграть сценку с врачом, после ухода которого мама сказала: "Я поняла, больше не буду". У меня много эпизодов в жизни, когда я наказывала людей, которые не хотели понимать моих просьб. В кино мы обычно утрируем, чтобы было кинематографично, странно, интересно, остро. Поэтому и для Агаты мы выбрали именно такой дерзкий вариант. Но вспомните и то, что сработало чутьё Агаты. Она понимала уже тогда: что-то тут не то с этим "помощником". Как это проверить? Надо его спровоцировать, что-то сделать. Вот в этом вся Агата.

– Иногда создаётся впечатление, что Агата – человек, освобождённый от правил и этикета…

– Мне кажется, Агата не делает чего-то скабрезного. Она ведёт расследование. Почему следователю можно всё: задать неприличный вопрос, покопаться в грязном белье, а ей запрещено? Она тоже имеет на это право! К тому же делает это открыто, при свидетеле, прозрачно. А это меняет дело, согласны? Она не врёт. А вот все остальные персонажи фильма, в том числе и Маруся, подслушивают и подсматривают. И делают это исподтишка. Только Агата может смело сказать: "Я прочла это письмо". Кажущаяся её вседозволенность, на самом деле, не ради интереса, а ради поиска правды.

– Агата повсюду ходит с рюкзаком на спине. Это специально придуманная деталь?

– Кто-то носит сумки, кто-то нет. Это как часы. Я, например, если из дома выхожу без сумки или рюкзака, места себе не нахожу. А куда я положу покупку, телефон, зарядку, блокнот, записную книжку или портативное устройство? У меня всегда с собой должны быть влажные салфетки, носки или перчатки. А когда ты на острове, то бутылочка воды всегда окажется кстати. Агата не может без рюкзака, это часть неё. И если Агата больше любит рюкзак, то я люблю и то, и другое. Количество рюкзаков и сумок в моём гардеробе одинаково.

– Ну и про главное в Агате – её любви к детективам и расследованию преступлений. Вы, читая сценария, пытаетесь разгадать, кто убийца?

– Признаюсь честно, детективная основа меня не радует и не вызывает особого интереса, а иногда и раздражает. Я не читаю детективы – это самое жуткое, что придумано писателями! Мне совершено не интересно, кто убил. Если мне скажут: "Убийца – садовник". Я спрошу: "А почему не дворник? Что меняется?". У меня определённый ступор: почему людям интересно, кто убил? Мало того, мне даже не совсем интересно "почему убил?". И мне очень сложно это читать. Я люблю классику, растянутые романы – Ремарка, Кортасара, Льва Толстого. А детективы пусть останутся другим.

Бернара Батталова