Дуэт века: обратная сторона славы гениев русского балета

Гений балета, бог танца... Владимира Васильева называли новатором: он с одинаковым блеском танцевал смешного Петрушку, эпического Спартака, героев "Жизели", "Дон Кихота", "Лебединого озера". Такой танцовщик из Большого театра известен всем, но перед зрителями предстал совершенно незнакомый Владимир Викторович, человек, который редко и скупо говорит о своей личной жизни, о тяжёлых временах, о предательстве тех, кому безоговорочно верил. Этот документальный фильм рассказывает не только о Васильеве-профессионале, но и о Васильеве-человеке, и, конечно же, о его большой любви к жене Екатерине Максимовой.

27 апреля 2009 года знаменитый танцовщик и балетмейстер Владимир Васильев ставил в Италии новый спектакль, и уже поздно вечером, как обычно, позвонил жене, но к телефону никто так и не подошёл…

 

 

Их называли самой красивой парой мирового балета, им рукоплескали президенты и монархи, а не склонная к сантиментам королева Великобритании называла "гениями балета". Они были знакомы 60 лет, и почти полвека женаты, но свой семидесятый день рождения Владимир Васильев встретил без любимой Кати…

Внучка расстрелянного в 1937-м учёного-философа, хрупкая интеллигентная девочка и сын шофёра, крепкий мальчишка, познакомились в Москве в конце сороковых. Володе тогда было девять лет, а Кате десять, и они страстно увлеклись балетом. Девочка долго не обращала на мальчишку особого внимания, а он в последнем классе балетного училища понял, что влюблён по-настоящему. На Володино признание Катя ответила лёгким реверансом: это взаимно. Лучшие дни жизни звёздной пары русского балета прошли в посёлке Снегири под Москвой, в доме рядом с кустами боярышника, старыми яблонями, соснами-великанами и тремя поколениями добрейших дачных овчарок. Васильев и Максимова всегда мечтали о собственном доме подальше от городской суеты, и вот в начале семидесятых они приехали на этот старый, заброшенный участок в Подмосковье. Они в первый раз открыли развалившиеся ворота, увидели скамеечку, которая тоже вот-вот должна была уйти в землю, а у её ножки – огромный белый гриб. А что здесь думать, это надо срочно брать! Но таких грибов ни разу больше не было почти за сорок лет.

Этот дом помнит и самые счастливые, и самые трудные времена. Именно тут Максимова приходила в себя после страшной травмы, когда говорили, что о танцах больше не может быть и речи. Но нашёлся доктор, который сказал: "Что это за балет без лучших в мире ног?" И уже через несколько месяцев Екатерина вышла на сцену в своей любимой "Жизели". Детей они любили невероятно, но театр, театр и ещё раз театр… Знаменитой балерине было 38 лет, и они понимали, что это её последний шанс родить, но не получилось…

1989 год. Грандиозный скандал в Большом, ведущие артисты театра, среди которых Васильев и Максимова, пишут открытое письмо в газету "Правда": русский балет деградирует. Протест против диктата художественного руководителя группы Юрия Григоровича закончился увольнением. Спасла, как всегда работа: парижская Гранд-Опера, Миланская Ла-Скала, Метрополитен Опера, Римская опера. В Америке уже жили Барышников и Годунов, во Франции Нуриев, но они всегда возвращались в Снегири отъедаться домашним вареньем, наслаждаться тишиной и друг другом.

Васильеву исполнилось 50 лет, когда он в последний раз вышел на сцену в "Жизели" в Метрополитен Опера, а потом началась жизнь балетмейстера. Он ставит спектакли "Ромео и Джульетта", "Золушка", "Дон Кихот", "Лебединое озеро", "Жизель". В 1995 году Борис Ельцин своим указом назначает Владимира Васильева художественным руководителем Большого. Тогда многие считали, что в театр пришёл настоящий мужик: появилась современная контрактная система, возродилась традиция бенефисов, да и многое другое. Но после пяти лет работы, должность Васильева неожиданно сократили, и он ушёл из Большого теперь уже навсегда.