23:05
  • Ср

Вера Глаголева. Женщину обижать не рекомендуется

Во время какой картины Вера Глаголева родилась как актриса?

Юношеским увлечением актрисы Веры Глаголевой была стрельба из лука. Отсюда и бойцовский характер, и выдержка, и умение мобилизоваться вопреки эмоциям и чувствам. В 10-м классе Глаголева легко сдала нормативы на мастера спорта и могла стать профессиональной спортсменкой. Её жизнь круто изменилась после одной случайной встречи. На "Мосфильме", куда Глаголева заглянула по приглашению подруги, в очереди в буфет, её заметил оператор картины "На край света" и пригласил на пробы к режиссёру Родиону Нахапетову.

 

 

На съёмках первого же своего фильма, в 1974 году, Глаголева влюбилась. Да и как было этому не случиться. По Родиону Нахапетову страдала вся женская половина населения Советского Союза. Посмотреть на него в фильмах "Нежность" и "Влюблённые" бегали все: и школьницы, и пенсионерки. Вскоре Глаголева и Нахапетов поженились. Ему – 30. Ей – 18. Он – творец, она – его прекрасная муза. Её героини покоряли своей беззащитностью. Они словно открыты всем жизненным невзгодам. Хрупкие, ранимые, бесхитростные, кажется, что их так легко обидеть. Но в каждой из них чувствовалась внутренняя сила, характер, который сопротивляется любым обстоятельствам, тот стержень, который не позволяет потерять себя.

Зрители обожали эту актёрскую пару. Они казались счастливчиками: красивые, талантливые, удачливые. Одна за другой выходили картины Нахапетова с участием Глаголевой: "Зонтик для новобрачных", "Не стреляйте в белых лебедей", "Враги", "О тебе". Но Глаголеву мечтали снимать многие режиссёры. Нахапетов ревностно относился к своей музе и жене. На съёмках картины "В четверг и больше никогда" у Анатолия Эфроса он присутствовал лично и не отпускал Веру от себя ни на шаг. А рядом партнёры: Смоктуновский, Даль. И когда тот же Эфрос сделал Глаголевой заманчивое предложение играть у него в театре, Нахапетов был непреклонен и не отпустил к нему жену.

Однако, несмотря на предыдущие работы в кино, широкую известность Глаголевой принесла роль журналистки Лены из мелодрамы Виталия Мельникова "Выйти замуж за капитана". Именно за эту роль Глаголева была признана лучшей актрисой 1986 года по опросу журнала "Советский экран". Интересно то, что эта роль досталась Глаголевой совершенно случайно. Она вспоминала: "Там была такая ситуация: сначала снимал один режиссёр, но съёмки остановили. И вообще снимали другую историю. Офицер-пограничник ищет себе жену. И в фильме сначала было четыре героини: одна – учительница, вторая – доярка, третья – не помню, а четвертая – моя героиня, корреспондентка. Но потом режиссёр Виталий Мельников и автор сценария Валентин Черных вместе переделали сценарий, и осталась только одна женщина – Лена. Нас с Виктором Проскуриным и утвердили".

Вера Глаголева считала, что как актриса она родилась во время съёмок этого фильма:

– Безусловно, это произошло после выхода картины "Выйти замуж за капитана". Безусловно. И мы общались с Валентином Константиновичем Черных, и когда картина шла по телевизору, я звонила ему и говорила: "Опять мы победили". Потому что опять рейтинг большой, опять люди смотрят, опять многие звонят и благодарят. Это действительно картина, настолько любимая зрителями. Выросло одно поколение, стали взрослыми дети – и они тоже открывают для себя этот фильм. Он настолько сделан филигранно. Мельников и Черных – это такой альянс, видно, очень правильный, и Витя Проскурин замечательный. На мой взгляд, картина идеальная. Она смотрелась и в 80-е, и в 90-е, и сейчас смотрится. Может быть, современной молодёжи не совсем понятны какие-то реалии прошлого. К примеру, когда герои едут снимать эти сады, пропадают яблоки. Сейчас уже никто не понимает, как это? Или они ссорятся из-за фотоплёнки – а молодые сейчас даже и не помнят, что такое плёночные фотоаппараты. На это стоит немножко закрыть глаза. Ведь что касается взаимоотношений людских, картина очень точно скроена. Настолько герои не подходят друг другу, настолько они разные психологически, настолько они разные социально, одна богемная такая, дурноватая, а другой такой правильный… Но что-то главное удерживает их вместе. Эта правильность героя Проскурина, его желание служить своему отечеству – думаю, что это из тех ценностей, которые навсегда. Так же, как и любовь. Есть немало картин, которые уловили что-то самое главное, и поэтому они существуют, и поэтому они навсегда.

Но если актёрская карьера Веры Глаголевой неуклонно шла вверх, то в личных отношениях начал назревать кризис. Накануне съёмок фильма "Зонтик для новобрачных" в семействе Нахапетова и Глаголевой развернулись жаркие баталии. Глаголева всё-таки снялась в картине, но тогда они впервые серьёзно поссорились с мужем. Родион понял, что жена уже не та наивная девочка в смешном комбинезоне, которую он впервые увидел на съёмочной площадке "Мосфильма". Вера повзрослела и уже не хотела подчиняться ему во всём. От фильма к фильму она набирала опыта, росла и, несмотря на отсутствие актёрского образования, стала большой драматической актрисой.

В самом конце 80-х Нахапетов уехал в Америку. Глаголева с дочками Аней и Машенькой осталась в Москве и целых два года ждала его возвращения. Вера даже не догадывалась, что за океаном у Родиона начался новый роман. Для честной, искренней, принципиальной Веры Глаголевой это был удар. После 14 лет брака Нахапетов и Глаголева развелись. Он остался в Америке с новой женой, она решила попробовать себя в другой профессии – к ней она шла медленно, постепенно, шаг за шагом.

Глаголева решила стать режиссёром. В стране, где кинематограф тихо умирал, она начала снимать свой фильм о судьбах безработных актёров. Сценарий для своей первой картины "Сломанный свет" Глаголева выбрала не случайно. Так же, как и герои её картины, тогда она рисковала всем. Картина получилась, и этот первый режиссёрский опыт окрылил Глаголеву. Она мечтала снимать ещё и ещё. Не вылезала из командировок по стране, искала деньги для реализации своих уже новых кинопроектов...

Даже счастливое замужество с бизнесменом Кириллом Шубским и рождение третьей дочери Насти не изменили Глаголеву. Вера Глаголева стала редким примером того, как можно и нужно совместить и творческую работу, и семейную жизнь, оставив позади разочарования, упреки, слёзы...