О цензуре Минкульта в РФ
"Министру можно делать только одно – руководствоваться законом, ничего другого придумать нельзя. У нас есть закон РФ, который запрещает цензуру как предварительный отсмотр творческих произведений с точки зрения разрешения их к публикации или к представлению публике. Цензуры ни в какой форме в стране нет.
Но мы не можем запретить уважаемым театральным деятелям поговорить о том, чего даже нет. К сожалению, в большинстве случаев за мнимыми спорами о цензуре кроются совершенно другие подводные камни. У кого-то есть проблемы финансовые, у кого-то творческие, у кого-то семейные. И в качестве фетиша выдвигается проблема цензуры. Но её нет".
О дохлых кошках в "Эрмитаже"
"Мы не можем снять кошек из "Эрмитажа". Мы снимаем директора музея, когда нарушается закон. Я не готов комментировать эту выставку с животными, там есть своя идея, я её не видел. А судить по публикациям в интернете нельзя".
О Райкине и спектакле "Пятьдесят оттенков голубого"
"Что касается спектакля про "пятьдесят оттенков" – министерство культуры никаких санкций по отношению к спектаклю не предъявляло. Его посмотрели специалисты соответствующего отдела, сказали, нарушений закона в нём нет, поэтому все вопросы были сняты.
Я был страшно поражён выступлением Константина Аркадьевича Райкина, потому что уж кому-кому, а ему жаловаться на цензуру просто нелепо. Сколько я себя помню, ни разу ничего театру "Сатирикон" и лично Райкину не воспрещалось, не указывалось, ни советовалось. Здесь какие-то иные причины".
О памятнике князю Владимиру
"Вы даже представить себе не можете, сколько было сломано копий со специалистами ЮНЕСКО вокруг памятника Владимиру. Проводились специальные археологические исследования, писались отчёты чуть ли не по каждому шурфу на этом Боровицком холме. Кстати, эти отчёты приняты ЮНЕСКО, они их полностью удовлетворили.
Убрали парковку, сделали подсветку, высадили 70 больших деревьев и, по-моему, 40 кустов черёмухи и сирени. Летом Боровицкий холм станет настоящим бором, он заиграет. Это будет одна из главных достопримечательностей центра Москвы, которая попадёт ещё на все открытки".
О памятниках культуры
"Четыре года назад в реестре памятников культуры находилось 300 памятников. Всего по стране оценочно их, включая археологию, где-то 120-130 тысяч. За 25 лет из них 300 было внесено в реестр. За последние четыре года мы внесли в реестр ещё 80 тысяч памятников".
Об увольнениях, Ирине Антоновой и "Тангейзере"
"Кадровые замены в министерстве ни разу не были связаны с прямым нарушением закона. Как правило, эти замены связаны либо со стремлением повысить эффективность учреждений, либо это желание самих руководителей. Вот Пушкинский музей. Ирина Александровна Антонова прекрасно продолжает работать президентом музея в том же кабинете, где была раньше, с той же зарплатой. Для неё созданы особые условия труда. Потому что такие люди, как она, – национальное достояние. Мы делаем всё, чтобы её опыт, знания, мировое имя помогали развитию музейного дела в стране.
В редких случаях увольнения следовали за неисполнение прямых указаний учредителей. Например, Новосибирский театр оперы и балета, известное дело "Тангейзера". Там речь не шла о нарушении закона, мы выполняли функцию суда. Мы дали определённые указания, и они были демонстративно не исполнены. Поэтому решение было молниеносным".
О продвижении русских идей на Запад и выставке в фонде Луи Виттона
"Безусловно, идеи надо продвигать. И мы много делаем для продвижения русской культуры во всех её ипостасях: литература, кино, изобразительное искусство. Наша уникальная выставка из собрания французских импрессионистов и русских и советских авангардистов в таком масштабе осуществлена первый раз в мире. Никогда вместе эта коллекция не собиралась и не экспонировалась. Скажу по секрету: страховая стоимость коллекции – 3,5 млрд евро. При этом мы понимаем, что её реальная аукционная стоимость ещё выше. В Париже надеются за несколько месяцев принять миллион посетителей. На выставке Серова было 400 тысяч человек, на выставке Айвазовского будет 555 тысяч. Это как две выставки вместе взятых".