Однажды сын донского казака и портнихи Станислав Говорухин (к тому времени он уже сменил романтическую профессию геолога на работу на телевидении) шёл по городу Горькому и вдруг увидел необычную сценку. Все суетятся, бегают, и только один человек сидит в кресле, курит, а ему приносят то чай, то кофе. Этим счастливчиком оказался режиссёр Марк Донской, фильм которого в тот момент как раз и снимали. Говорухин подумал: "Вот профессия", – и решил поступать во ВГИК.
В 1979 году Станислав Сергеевич закончил съёмки своего легендарного фильма "Место встречи изменить нельзя". А ведь эту ленту зрители могли так и не увидеть. Как ни парадоксально, но картина о доблестных работниках уголовного розыска не понравилась… МВД, но "Место встречи изменить нельзя" всё же решились показать на День милиции. Кстати, увлечение Говорухина живописью началось именно с этого фильма. В конце второй серии, где Промокашка рисует окурком чёрную кошку, он делает это по контуру, очерченному самим режиссёром. Говорухин писал пейзажи, портреты, жанровые сценки. В Российской академии художеств состоялась даже его персональная выставка.
Однако на съёмочной площадке картины "Артистка" всё было по-другому. Чёрную кошку, красующуюся на стене подъезда, изобразили уже художники этого фильма, хотя поклонники "Места встречи" легко узнают в ней знаменитую предшественницу. "Артистка" – это трогательная история любви: не очень удачливая актриса Аня знакомится с немолодым учёным Викентием. Похожая история когда-то произошла и в жизни самого Станислава Сергеевича. Однажды он пришёл в монтажный цех Одесской киностудии за киноплёнкой для фильма "Вертикаль", увидел юную монтажницу Галю, и сказал, что эта девочка будет его женой. Бурный, красивый роман, скорая свадьба, ей семнадцать с половиной, ему почти тридцать, он уже был женат, а у неё – первая любовь. И, как оказалось, единственная.
Галине Говорухиной иногда сочувствовали: её муж – человек мрачный, суровый, сложный и никогда не улыбается, но она с этим не согласна. Оказывается, Станислав Сергеевич не любит садиться за стол без компании. В их доме гостям были рады всегда, и эта семья очень любила застолье по-русски: пироги, домашнее сало, капуста. В кулинарии Говорухин разбирался не хуже, чем в кино или любимом бильярде, хотя сам и не готовил.
Кстати, с рестораном у Говорухина была связана забавная история. После фильма "Асса" страна узнала в лицо знаменитого режиссёра, снявшегося в роли мафиозо Крымова. Говорухин даже стал "своим" среди бандитов, и, когда "Крымов" появлялся в ресторане, "малиновые пиджаки" неизменно присылали за его столик бутылку дорогого коньяка. Негромкий голос, элегантный костюм, обаяние сильного человека, привыкшего властвовать, – таков его герой в "Ассе". Впрочем, Станиславу Сергеевичу эта роль не слишком нравилась, и он пытался объяснить режиссёру Сергею Соловьёву, что злодей Крымов публике будет куда симпатичнее положительных героев. "Теневых дельцов снимаешь, а меня заставляешь играть самого себя. Зря мы облагораживаем преступника…" Но Соловьёв неизбежно отвечал: "Ты – артист, твоё место в буфете".
Говорухин умел быть разным. Он с лёгкостью перевоплощался то в бандита, то в графа. У Станислава Сергеевича был изысканный вкус и манеры аристократа, он умел носить дорогие костюмы, и трубка ему тоже шла. Это был фирменный стиль Говорухина.