22:35
  • Пн
01:20
  • Сб

Специальный репортаж "Событий"

Картина маслом

Когда голландского коллекционера живописи Ван Мегерена в мае 1945 года обвинили в продаже рейхсмаршалу Герингу национального достояния в виде картины Вермеера "Христос и грешница", тот неожиданно заявил, что… обманул нациста, подсунув ему подделку собственного изготовления. Тогда же голландец сознался, что нажил многомиллионное состояние благодаря фальсификации полотен мастеров живописи. На какие уловки сегодня идут дельцы от кисточки и мольберта и как эксперты отличают новодел от шедевра?

Казалось бы, картинная галерея или экспертная лаборатория при музее – последнее место, куда стоит отправиться в поисках детективных историй. Однако журналисты телеканала "ТВ Центр" провели настоящее журналистское расследование, побывав в художественных музеях Москвы, Санкт-Петербурга,  Роттердама и поварившись в среде коллекционеров искусства, музейных работников, антикваров и криминалистов.

В музее Бойманса–ван Бёнингена, расположенном в Роттердаме, выставлены полотна известнейших живописцев – Брейгеля, Рубенса, Моне, Ван Гога. Но внимание охочих до авантюрных сюжетов посетителей привлекает подделка – картина "Христос в Эммаусе", которую музей купил в 1938 году за фантастическую по тем временам сумму в 520 тысяч гульденов (сейчас это несколько миллионов долларов). Тогдашние искусствоведы, увидев картину, ахнули: это же неизвестное ранее художественное полотно Яна Вермеера, художника творившего в середине XVII века! Но уже в 1945 году стоимость картины внезапно обнулилась: Вермеер оказался поддельным. Как выяснилось, картину написал коллекционер, художник и богач Ван Мегерен. По сути, талантливый рисовальщик Ван Мегерен копировал стиль Вермеера. Полотно, как думают историки, существовало на самом деле, но не сохранилось. Не побоявшийся обмануть сначала музей, а затем и всесильного рейхсмаршала Германа Геринга живописец-аферист получил за свои художества всего один год тюрьмы. "Фальсификаторов обычно наказывают не очень строго, – сетует в интервью журналистам "ТВ Центра" куратор музея Бойманса-ван Бёнингена Фризо Ламмертсен. – Поэтому заниматься фальсификацией очень выгодно. Например, Ван Мегерен был приговорён к одному году заключения, а заработал на своих подделках семь-восемь миллионов за семь лет".

 

 

В наши дни поле для фальсификаций заметно расширилось, а выдавать копии за подлинники стало ещё проще. Как утверждает бывший заместитель начальника 12-го ("антикварного") отдела московского уголовного розыска Алексей Кисточкин, сейчас на рынке живописи торгуют не столько картинами, сколько экспертизами. Ведь вещь без экспертизы, без подтверждения её подлинности ничего не стоит.

Показателен судебный процесс, завершившийся некоторое время назад в Санкт-Петербурге. Приобретённая коллекционером за четверть миллиона долларов картина импрессиониста Бориса Григорьева "В ресторане" оказалась фальшивкой, скопированной с оригинала, который находится в Русском музее. Суд это подтвердил, однако эксперт, выдавшая заключение о подлинности работы, была признана невиновной, а 250 тысяч долларов растворились в недрах чёрного рынка произведений искусства.

Бизнес фальсификаторов упрощается и тем, что изготовление копий – рутинное дело для художников, в том числе, начинающих. "У нас есть такое задание – копия художественного произведения, – подтверждает ректор МГАХИ им. В.И. Сурикова Анатолий Любавин. – Наши студенты копируют в Пушкинском музее, в Третьяковской галерее. Копию можно сделать так, что обыватель не отличит её от оригинала".

Генеральный директор Центра художественной экспертизы им. И.Е. Репина Виктор Шпенглер по просьбе журналистов "ТВ Центра" рассказал о наиболее распространённых уловках фальсификаторов. "Они заново пишут в манере выбранного художника, подобрав по возможности характерные пигменты и  старые краски, – свидетельствует эксперт. – Потом картину "застаривают". Этот тип подделок антиквары называют новоделами. Сложнее, по словам Виктора Шпенглера, с подделками, которые переписываются по специально приобретённым старинным картинам и маркируются мошенниками подписью знаменитого художника. Тут даже химический анализ красок порой помочь не в состоянии, ведь произведение само по себе старинное.

Заметить обман сложно, но всё же можно, например, изучив изображение под микроскопом или с помощью ультрафиолета. Так как же всё-таки эксперты отличают подлинники от подделок? Во сколько раз может вырасти цена живописного наброска, если установлено, что к нему приложил руку Казимир Малевич или Клод Моне? Что такое эталонная работа художника? За счёт какой техники старения картин Ван Мегерену удавалось дурачить опытных антикваров? И почему фальсификаторам так легко сходят с рук их проделки? Ответы на эти вопросы, а также похожие на настоящие триллеры истории из жизни дельцов чёрного рынка произведений искусства, – в специальном репортаже телеканала "ТВ Центр".

Пётр Лихолитов