Весь мир стремится стать лучше. Если не стать, то хотя бы сделать вид, что стал. Многие государства меняют свой приевшийся образ. Это свидетельство перемен реальных и психологических.
А что же мы? Нас по-прежнему воспринимают страной в валенках, шапках-ушанках, пьющих, играющих на балалайках и, при этом, с загадочной русской душой. А какие мы на самом деле? Какими мы сами себя воспринимаем, и какими хотим, чтобы нас видели иностранцы? Каковы наши собственные бренды на экспорт? Давайте возмутимся! Послушайте, а как же Анна Нетребко? А Дмитрий Хворостовский? А Жорес Алфёров? А МКС? А "Тополь"? А Сокуров? Но для обывателя на Западе почему-то ничего не меняется. Устойчивые стереотипы непобедимы. Так что мы делаем не так?
Ведь мы уже научились прекрасно одеваться, стали больше улыбаться, многое почерпнули из поездок по цивилизованным странам. На бытовом английском можем попросить у стюардессы именно тот сок, который нужен. И именно тот алкоголь, которого хочется. А ещё россияне стали презирать продукцию своего автопрома и при любой возможности пересаживаются в "Мерседесы", "Тойоты", "Рено", "Пежо" и прочие модные заграничные игрушки…
Так почему же тогда Россия в глазах всего мира по-прежнему страна медведей и матрёшек? И откуда за рубежом черпают информацию о нас? Ведь "импортные" туристы не так уж многочисленны. С большей охотой в нашу необъятную едут лишь бизнесмены, спортивные легионеры, дипломаты и студенты из "третьих" стран.
Почему старые дремучие стереотипы столь устойчивы? И почему за 20 последних лет мы не смогли избавиться от советского наследия и обросли новыми болячками буржуазного общества? Как изменить имидж государства, чтобы активно являть миру свой новый образ? Ответить на все эти вопросы и попытались авторы документального фильма "Вся клюква о России".
Дмитрий Толкачёв