Юрий Катин-Ярцев: в белом венчике волос
Юрий Катин-Ярцев был больше театральным актёром. Зрители запомнили его по детскому фильму "Приключения Буратино", где его героем стал добрый весельчак Джузеппе-Сизый нос. Именно в 70-ые годы, будучи уже далеко не молодым человеком он начал активно сниматься в кино – на его счету более 100 киноролей, свыше 70 – на телевидении. А театральная карьера Катина-Ярцева прошла в театре на Малой Бронной, куда он поступил после окончания Щукинского училища, и в котором проработал до конца жизни.
Театром Юрий Катин-Ярцев "заболел" ещё в раннем детстве. Рано оставшись без отца, он воспитывался матерью и дедом. Мальчишкой зарабатывал тем, что писал под диктовку деда письма и все свои небольшие "гонорары" тратил на книги. С ранних лет маленький Юра посещал сразу две театральные студии: при Дворце культуры автозавода имени Сталина, позже ставшей Народным драматическим театром ДК ЗИЛ, ею в течение 40 лет руководил знаменитый режиссёр Сергей Штейн, и во Дворце художественной самодеятельности детей Советского района под руководством режиссёра Иосифа Шидло, ученика Мейерхольда. В 1939 году 18-летний Юрий с первого раза поступает в театральное училище при театре Вахтангова, и, спустя месяц после начала занятий, уходит в армию. Демобилизоваться Катин–Ярцев не успел – началась Великая Отечественная война.
Он служил в железнодорожных войсках, сначала на Дальнем Востоке, а потом на Воронежском, 1-ом и 4-ом Украинском фронтах, участвовал в боях на Курской дуге. Но и в самые тяжёлые дни он не забывал о театре – выступал в клубах, ставил с сослуживцами спектакли и концерты, а также читал однополчанам книги. Он даже вёл дневник, в котором записывал всё, что прочитал, а читал он запоем: Достоевский, Данилевский, Ибаньес, Майн Рид…
Но война есть война… В личном деле старшего сержанта 63-го железнодорожного батальона Катина-Ярцева осталась следующая запись: "Старший сержант товарищ Катин-Ярцев за время пребывания в батальоне показал себя дисциплинированным и требовательным командиром. Умело нацеливает личный состав отделения на досрочное выполнение приказ-задания командира роты. Работая комсоргом роты, проводит большую разъяснительную работу среди личного состава для обеспечения досрочного выполнения приказов командования". Он имел награды, среди которых орден Красной Звезды.
… Вернуться в училище Юрий Катин-Ярцев смог лишь в 1946 году, после демобилизации. В нём ещё работали ученики Евгения Вахтангова и была особая вахтанговская атмосфера. Юрий Васильевич сразу же с головой окунулся в этот мир, как будто не было семи лет в солдатской шинели. По словам однокурсника Катина-Ярцева Ивана Бобылева, большинство студентов-фронтовиков не знало, как перейти от войны к новой жизни: "Ту жизнь, которая была до войны, мы забыли, а эту мы ещё не понимали. И Юра сразу стал лидером среди нас".
После окончания "Щуки" в 1950 году он решил не расставаться с alma mater и одновременно с работой в театре занялся преподавательской работой. В 1981 году Юрию Катину-Ярцеву присвоено звание профессора. Многие годы он считался лучшим преподавателем кафедры актёрского мастерства – по воспоминаниям бывших студентов, среди которых много известных, любимых зрителями актёров, невысокий, сухой, с белым пухом волос вокруг макушки, он вызывал трепетное поклонение среди учеников. О его занятиях говорили как о курсах с самой плохой дисциплиной, но с самой высокой работоспособностью. Прогульщиков он обязательно журил, но всегда радовался, если студент начинал оправдываться: "Раз хорошо врёт, значит будет хорошим артистом". При этом его прямота и собственная точка зрения не всегда были удобны руководству училища, которому Катин-Ярцев посвятил всю свою жизнь.
"Юра Катин-Ярцев, Юрий Васильевич – человек уникальный и светлый, почти обожествлённый. В нём было что-то от ангелов: лысая голова, огромные детские глаза и влюблённые взгляды на всех, кто его окружает, с кем он работал, дружил. Он был уникальной личностью, потому что, не занимая ведущих ролей ни в кино, ни в театре, он был светлый какой-то, ангельской души. Он первые годы в театре не так уж много работал, не такие уж большие роли играл, но очень был счастлив, когда ему предлагали какой-нибудь эпизод. Великое счастье, что ему встретились на пути и большие, крупные и замечательные работы", – говорил сокурсник Юрия Васильевича Михаил Ульянов.
Алексей Смирнов: через тернии к звёздам
"Надо, Федя, надо" – эта реплика, как и многие другие фразы из киноновеллы "Напарник" "Операции "Ы" ушли в народ буквально после первых показов. А Алексей Смирнов, исполнитель роли верзилы, хулигана и тунеядца Феди, стал по-настоящему народным артистом. Однако его путь к славе был сложен и тернист.
Актёрская карьера Алексея началась ещё в конце 30-ых годов, после окончания театральной студии при Ленинградском театре музыкальной комедии. Но с началом Великой Отечественной войны Алексей и его брат добровольцами ушли на фронт. Он прошёл всю войну, но закончить её в Берлине ему не удалось – в одном из боёв уже на территории нынешней Восточной Европы Алексей Смирнов был сильно контужен и после долгого лечения вернулся домой.
В годы войны будущий заслуженный артист РСФСР командовал огневым взводом в 169-м миномётном полку, дослужился до лейтенанта. Он не любил рассказывать о своих подвигах: "Ну, служил, ну, есть какие-то награды – так ведь в войну все отличились. А я ничего особенного не сделал", – говорил он. Однако о подвигах военнослужащего Алексея Смирнова можно прочитать в его наградных листах: "20 июля 1944 года в районе высоты 293.0 противник силою до 40 гитлеровцев атаковал батарею. Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой с личным оружием. Огнём из винтовки и автоматов батарея отбила нападение немцев. На поле боя осталось 17 гитлеровцев, Смирнов лично взял в плен 7 гитлеровцев". Алексей Смирнов получил 11 боевых наград, среди которых ордена Славы II и II степени, орден Красной Звезды, медали "За отвагу" и "За боевые заслуги"!
В 1946 году Алексей Смирнов вернулся на сцену – его приняли в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии, где несколько лет он играл лишь в массовках. Ситуация переменилась, когда на гастролях в одном из городов актёр, заметив группу военных и узнав в одном из них маршала Жукова, направился к нему и отрапортовал: "Товарищ маршал, разрешите доложить: лейтенант Алексей Смирнов!" "А что сейчас делаете?" – поинтересовался Жуков и пообещал прийти вечером на спектакль. После спектакля Алексей Смирнов был приглашён на банкет к маршалу. Так коллеги узнали о его военных заслугах. А в театре ему начали доверять роли второго плана…
Уже к концу 50-х годов слава актёра-комика с колоритной внешностью дошла до кинематографа. Фильмы с его участием имели оглушительный успех, однако сам Алексей Макарович тяготился амплуа комика. Свою первую драматическую роль Петра I он сыграл в спектакле по пьесе-сказке "Табачный капитан" ещё в 50-ые годы. "Все восхищались, когда Смирнов играл драматические роли. До сих пор его Петра Первого никто не может переиграть", – вспоминал много позже директор Театра музыкальной комедии. Говорят, у него был очень хороший голос, но он никогда не занимался вокалом. Он много читал и много знал. К сожалению, в силу жизненных обстоятельств, Смирнов ушёл в кино, где режиссёры, казалось, не замечали таланта актёра, делая ставку лишь на внешность.
По воспоминаниям, работать с Алексеем Смирновым был очень легко – он безоговорочно выполнял все установки режиссёра, легко соглашался на любые трюки, даже купался в ледяной воде, если того требовала роль. Он был одним из самых популярных комиков Советского Союза, хотя, по-видимому, это его удручало – он мечтал о драматических ролях. Внимание и любовь зрителей были ему, безусловно, приятны, но никакой "звёздности" у него никогда не было. Большой, неловкий, стеснительный и очень добрый – около него всегда крутились дети, он мастерил им игрушки… Из-за контузии он остался одиноким – не захотел своими проблемами обременять любимую женщину. И до конца жизни жил вместе со старенькой мамой в маленькой коммуналке в Ленинграде.
В 1968 году Алексей Смирнов снялся в картине "Разведчики", где сыграл разведчика Василия Сигаева, который погибал, прикрывая отход своих товарищей. А ещё через шесть лет вышла картина "В бой идут одни "старики" Леонида Быкова – они познакомились и подружились ещё в начале 60-ых. Роль механика Макарыча стала одной из самых главных из его почти 100 работ в кино, раскрыла его подлинный талант – талант драматического актёра. А ведь его поначалу не хотели утверждать на эту роль – в Госкино опасались, что все будут смеяться, вспоминая о Феде из "Операции "Ы". Фильм имел огромный успех – за четыре месяца картину посмотрели больше 44 миллионов зрителей…
…Позже те же чиновники от кино не позволили Алексею Смирнову сняться в следующем фильме Леонида Быкова "Аты-баты, шли солдаты…"
Юлия Грохлина. TVC.RU