Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
…
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто".
Поэтические строки, "написанные в боях", многие знают по школьной программе. Мы все учили наизусть отрывки из "Василия Тёркина". Александр Твардовский создал яркий образ простого советского солдата, балагура, "души компании", который не лезет в карман за словом, но и в бою не растеряется. И война в поэме изображена без прикрас, и нет там "руководящей роли партии"… Но солдаты переписывали отрывки, заучивали наизусть, хранили вырезки из газет. Василий Тёркин стал поистине народным героем, а поэма разошлась на цитаты:
"Бой идёт святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле".
Наверное, все помнят проникновенные, невероятные по силе воздействия строки Константина Симонова
"Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди…
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: – Повезло.
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня".
Простые, казалось бы, слова вселяли такую безграничную надежду, что, как рассказывал сам автор, "вся армия таскала в левых карманах гимнастёрок газетные вырезки со стихотворением. И когда писали письма домой, то вкладывали эти вырезки". Оно стало поистине всенародно известным.
В поэзии тех лет главной была героико-патриотическая тема, что неудивительно – лозунг "Всё для фронта, всё для Победы!" стал тогда определяющим. Стихи, появлявшиеся на страницах газет, жадно читались и на фронте, и в тылу. Писать стали сами бойцы. Поэтические "письма" с фронта, стихотворения-раздумья, даже частушки, сложенные бойцами и тружениками тыла, с неизменным мотивом "мы победим", публиковались в армейских газетах.
"Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною
С проклятою ордой!"
На слова этой песни-гимна, песни-призыва, песни-приказа, написанной Василием Лебедевым-Кумачом 24 июня 1941 года и исполненной Краснознаменным ансамблем под руководством Александрова уже спустя три дня, откликнулись тысячи людей.
Среди них был ярославский поэт Марк Лисянский, ушедший на фронт добровольцем в первые дни войны. Он служил командиром саперной роты, участвовал в Смоленском сражении, битве за Москву, а затем работал корреспондентом и редактором в нескольких фронтовых и армейских газетах. Войну закончил под Данцигом. Но ещё в 1941 году, во время битвы за Москву он написал:
"И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!"
Это стихотворение сейчас является гимном столицы, но уже тогда, в самые тяжёлые для Москвы дни, в нём ясно звучит уверенность в том, что "мы победим".
Тема любви к Родине была одной и ключевых в поэзии и прозе советских авторов. И, конечно, тосковали по родному дому, вспоминали родные места, любили тропинку в лесу, речушку на которой стоит родная деревенька, берёзку под окном – то, о чём помнили вдали от родных мест, то, что при воспоминании одновременно греет душу и о чём она болит…
"Клочок земли, припавший к трем берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать", –
стихи Константина Симонова часто и много печатались во фронтовых газетах. Их читали и читали жадно.
Не поправ врага со славой,
Не вернёмся мы домой".
А просто – трудная работа,
Когда –
Черна от пота –
Вверх скользит по пахоте пехота…
На бойцах и пуговицы вроде
Чешуи тяжёлых орденов.
Не до ордена.
Была бы Родина
С ежедневными Бородино".
"Вы нашей земли не считаете раем,
А краем пшеничным, чужим караваем,
Штыком вы отрезали лучшую треть,
Мы намертво знаем, за что умираем, –
Мы землю родную у вас отбираем,
А вам – за ворованный хлеб умереть".
Строки эти, гневные строки, написал в 1941 году Арсений Тарковский, которого по состоянию здоровья не пускали на фронт. Эта тема получила своё развитие и наиболее ярко проявилась в стихотворении Анны Ахматовой "Мужество":
"Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!"
Опубликованное в марте 1942 года в "Правде" это стихотворение прозвучало как страстная клятва верности своей стране, Родине, Отчизне…
В 1942 году Алексей Толстой, выступая на юбилейной сессии Академии наук СССР, сказал: "Казалось бы, грохот войны должен заглушить голос поэта, должен огрублять, упрощать литературу, укладывать её в узкую щель окопа… Советская литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа".
Анна Лихова. TVC.RU