Однажды жизнь рулевому Юматову спасла корабельная собака, которую он подкармливал. Дворняга бросилась за борт, испугавшись обстрела, а Жора прыгнул за ней. В этот момент вражеский снаряд попал в торпедный катер – погибла почти вся команда, а Юматов и собака выжили. Как тут не поверить в счастливую звезду?
Она же привела Георгия Юматова в Театр киноактёра, где обаятельного и харизматичного молодого человека заметил режиссёр Григорий Александров и, после пятиминутной беседы, пригласил на съёмки фильма "Весна". Так никому неизвестный молодой человек стал работать на одной площадке с Любовью Орловой, Фаиной Раневской, Николаем Черкасовым и Ростиславом Пляттом. Позже Александров порекомендует Сергею Герасимову, набиравшему новый курс во ВГИК, прослушать начинающего актёра. Герасимов к совету прислушался, но, заявив, что ему нечему учить Юматова, отвёл того всё в тот же Театр киноактёра. Молодого актёра тут же ввели в спектакль "Дети Ванюшина", а Герасимов пригласил его в картину "Молодая гвардия". Фильм этот, где снимались многие студенты мастерской Герасимова, стал поворотным в их творческой судьбе. Жора Юматов познакомился там с весёлой и общительной блондинкой Музой Крепкогорской, которая менее чем через год стала его женой. Говорят, что Георгий Александрович души не чаял в ней, прощал всё – и бесконечные вечеринки, и нежелание заниматься хозяйством, и капризный характер. Не смог простить только одного – отсутствие детей.
Карьера Музы не задалась, и она считала, что виной тому роль предательницы Лазаренко в той же "Молодой гвардии". А пока карьера Юматова неуклонно шла вверх – только в 50-х годах он сыграет в 20 кинокартинах, Крепкогорская, снимаясь в эпизодических ролях, предпочитала ждать "самую главную роль в своей жизни". В это время счастливая звезда как будто отвернулась от Юматова – Муза Викторовна лишилась возможности иметь детей, а Юматов ушёл в запой и от жены. Порознь они прожили несколько лет.
Он всё ещё был востребован, но режиссёры уже опасались приглашать его на большие роли. Из-за очередного срыва режиссёр Владимир Мотыль отдал роль красноармейца Сухова в "Белом солнце пустыни" Анатолию Кузнецову, хотя утвердил Юматова без проб. И сам актёр очень хотел сыграть в этом фильме, но перед началом съёмок на машине разбился его друг… Этот же порок не позволил ему сыграть Павку Корчагина в экранизации "Как закалялась сталь" – главную роль исполнил Василий Лановой. Отношения двух актёров наладились только на съёмках "Офицеров" Владимира Рогового.
Роговой доверил Юматову одну из главных ролей – красного командира Алексея Трофимова по настоянию и поручительству автора сценария, писателя Бориса Васильева. На съёмки на всякий случай вызвали и Музу Крепкогорскую, для которой придумали крошечный эпизод. Бесспорно, что роль Трофимова стала одной из лучших в карьере Юматова. Необходимой эмоциональности картине добавил тот факт, что Юматов прошёл войну. Помните сцену, когда после возвращения Алексея из Испании жена видит у него на спине шрам от ранения. Это не было бутафорией…
После оглушительного успеха карьера Юматова постепенно угасала. Небольшие роли он сыграл в популярных "Петровка, 38", "Огарёва, 6", сериале "ТАСС уполномочен заявить…" и в картине "Русь изначальная", где его партнёром стал Иннокентий Смоктуновский. Вновь о нём заговорили только в 1994 году. Но повод в этот раз был невесёлый – любимого миллионам актёра могли посадить на 10 лет за убийство дворника Захид-оглы Мадатова, который помогал Георгию Александровичу похоронить любимую собаку Фросю. О том, что случилось в квартире народного артиста РСФСР, точных сведений нет: вроде бы они поднялись в квартиру, выпили, а потом актёр схватил охотничье ружьё и выстрелил в упор… На суде сам Юматов говорил, что дворник заявил, что сожалеет, что в Великой Отечественной победил СССР. Адвокат актёра сумел доказать, что его действия не были предумышленным убийством, Юматов вышел из "Матросской тишины" через два месяца благодаря амнистии к 50-летию Победы, а в конце 1995 года дело было закрыто...
Владимир Заманский: герой эпохи
Жизнь и судьба Владимира Заманского, одного из немногих живущих ныне фронтовиков, складывалась непросто. "Говорят, что лагерь человека ломает, развращает, делает хуже. А сидел Заманский с настоящими уголовниками. Но Владика после всех его бед и в студии МХАТ, и в "Современнике" звали не иначе как гуманистом. Он был и остался замечательным и нравственным человеком", – как-то сказал о нём Игорь Кваша. С этим сложно не согласиться – среди его героев, а в его фильмографии почти сто картин, нет персонажей несправедливых, непорядочных.
С детства он рос без отца, а когда в его родной Кременчуг вошли немцы, остался и без матери – погибла при артналёте. В сентябре 1941 года 15-летний Володя вместе с тётей отправился в эвакуацию в Узбекистан. Но он, как и все в то время, рвался на фронт – зимой 1942 года поступил в Ташкентский техникум связи, а спустя год, добавив себе недостающие года, отправился громить врага. На фронт он попал только в мае 1944 года, после окончания курсов разведчиков-радистов. Уже в июне участвовал в прорыве 2-го Белорусского фронта под Оршей, горел в танке, спас командира. Награждён орденом Отечественной войны II степени, орденом Славы III степени и медалью "За отвагу". "Наградить заряжающего младшего сержанта Заманского Владимира Петровича за то, что во время боёв 04.02.1945 года в районе Гетхендорф совместно с расчётом уничтожил до 50 солдат и офицеров противника, подбил танк типа Т-4, уничтожил две повозки с боеприпасами противника и первый вышел на перекрёсток шоссейной дороги", – говорится в наградном листе.
После окончания войны продолжил службу в рядах Советской Армии в Польше. И вот тут судьба преподнесла ему неприятный сюрприз – в 1950 году по обвинению в избиении взводного командира был осуждён на девять лет лагерей. Работал на стройках Харькова, строил Московский университет, и был амнистирован в марте 1953 года за опасные для жизни высотные работы. После возвращения в Харьков окончил вечернюю школу и поступил в Школу-студию МХАТ. Закончив обучение, Заманский поступил в театр "Современник". Сниматься начал только в 60-ые годы. Одним из первых на начинающего актёра обратил внимание Андрей Тарковский – пригласил на съёмки дипломного фильма "Каток и скрипка". И буквально с первых же фильмов Владимир Заманский стал очень востребован режиссёрами. Часто ему предлагали главные роли. И, хотя не всегда картины, в которых участвовал Владимир Петрович, оказывались удачными, душу он вкладывал в каждого своего героя. Разве можно забыть его командира красного полка Баева в "Беге" или доктора Иван Иваныча в экранизации знаменитой повести Вениамина Каверина "Два капитана" 1977 года?
Однако главным фильмом в карьере Владимира Заманского можно назвать картину "Проверка на дорогах" Алексея Германа. Актёр и сам признавался, что роль Александра Лазарева – одна из его любимых. Но он мог её и не сыграть. По словам Алексея Германа, худсовет не хотел утверждать Владимира Петровича, "потому что что-то в его глазах было не совсем то, что требовалось художественному совету". Герман начал съёмки без соблюдения всех необходимых формальностей.
"Только в этой роли я смог как актёр высказать свою сокровенную мысль... В том, что мне удалось показать такое глубокое покаяние и искупление, большая заслуга и моих партнёров по фильму, и режиссёра, которому эти идеи были так же дороги", – говорил он. И хотя фильм пролежал на полке 15 лет – чиновники Госкино разглядели в истории раскаявшегося полицая Лазарева попытку дегероизировать народного сопротивление в годы Великой Отечественной войны. После выхода в широкий прокат в 1986 году картина имела оглушительный успех. А спустя два года Владимир Заманский был удостоен Государственной премии СССР.
Позже были "Вечный зов", "В зоне особого внимания", "Завтра была война", свою последнюю роль в кино Владимир Петрович сыграл в 1997 году в фильме Владимира Гостюхина "Ботанический сад". А в 1998 году Владимир Заманский вместе с женой Натальей Климовой, Снежной королевой из одноимённого фильма, уехал от столичного шума в Муром. Когда-то одна из самых красивых пар Москвы, они ведут уединённый, даже затворнический образ жизни – практические не общаются с журналистами и не раздают интервью.
Ирина Кравцова. TVC.RU