Почему Леонид Брежнев хотел присвоить Штирлицу звание Героя Советского Союза, и были ли прототипы у разведчика из "Семнадцати мгновений весны"?

О них редко писали в газетах и практически никогда не упоминали в сводках новостей. Их образы создавали драматурги, писатели, режиссёры, и даже сегодня не всегда понятно, чего в этих произведениях больше – правды или вымысла. Документальная лента "Разведчики. Смертельная игра" посвящена фильмам о людях этой профессии и их прототипам.

 

 

Очевидцы рассказывают, что Леонид Ильич Брежнев, посмотрев "Семнадцать мгновений весны", посчитал, что Макс Отто фон Штирлиц (он же – полковник Максим Максимович Исаев) – реальный персонаж, и потребовал присвоить ему звание Героя Советского Союза. Но генсеку объяснили, что такого человека не было, и тот опечалился. "Тогда дайте Героя этому красивому артисту!" – сказал Брежнев, и вскоре Вячеслав Тихонов стал Героем Социалистического Труда.

Идею создания фильма поддержал лично Юрий Владимирович Андропов, в ту пору – глава КГБ. На тот момент это была самая длинная советская картина – 12 серий. Герой оказался в самом логове врага, а его противники были умны и обаятельны. Так, например, Мюллера в исполнении Леонида Броневого зрители цитировали чуть ли не чаще, чем самого Штирлица.

Сам же Штирлиц словно сошёл с одного из отечественных агитационных плакатов того времени. Всегда трезвый, хранящий верность супруге, способный на решительные поступки. Он мгновенно завоевал популярность и стал воплощением идеального мужчины. Но пока мужская часть зрителей следила за детективной линией, зрительницы рыдали, представляя себя на месте героини Екатерины Шашковой, исполнившей роль жены Штирлица. А супруги разведчиков даже написали Шашковой благодарственное письмо.

Из-за чего же поссорились прямо на съёмочной площадке режиссёр фильма Татьяна Лиознова и писатель Юлиан Семёнов, который и "произвёл на свет" Максим Максимыча Исаева? Были ли прототипы у любимого народом разведчика? Какие события картины, по мнению ветеранов разведки, в реальной жизни были бы невозможны?
А первым по-настоящему интригующим детективом, в котором наш разведчик успешно, хотя и не без риска, переигрывает спецслужбы Третьего рейха, стал фильм "Щит и меч", прототипом главного героя которого изначально должен был стать Рудольф Абель. Но проводить прямые параллели было нельзя, и на Абеля намекает только имя главного героя – Александр Белов – А-Бел.

Идея экранизации одноимённого романа Вадима Кожевникова возникла в преддверии 50-летия советской разведки, которое собирались отмечать в ноябре 1967 года. К этой дате в верхах и решили снять фильм. Владимир Басов уже тогда был опытным режиссёром, снял десяток фильмов. Но главной причиной, по которой ему доверили съёмки киносаги, был опыт другого рода – фронтовой. Перед началом работы над фильмом по просьбе Басова ему устроили встречу с настоящими разведчиками – под видом творческого вечера. По понятным причинам имён режиссёру не сообщили, но после встречи он понял, что и лиц собеседников вспомнить не может. Так стало ясно, что на главную роль нужно искать не супермена, а актёра особенной, неяркой внешности.

Почему выбор пал на Станислава Любшина? И что помешало актёру самому стать разведчиком? С какой просьбой он обратился в своём письме к Берии? Как получилось, что декорациями к фильму послужили настоящие полуразрушенные берлинские дома вдоль повреждённых набережных каналов и груды ещё дымящихся развалин? Какая часть работы разведчика получилась в фильме достоверной?

В документальном фильме "Разведчики. Смертельная игра" рассказывается также об истории создания фильмов "В августе 44-го" и "Тегеран-43".

В "Августе…", который был снят по мотивам романа Владимира Богомолова, всё – плод фантазии. А между тем автор был обвинён в разглашении информации государственной важности. Его даже вызывали по этому поводу на Лубянку. Мол, где и когда он мог видеть секретную документацию? Любопытно, что из всей съёмочной группы лишь Евгений Миронов приходил советоваться с Богомоловым ещё до начала работы.

Вот что рассказывает в документальном фильме сам артист:

– Что касается моих приставаний к нему, мне хотелось найти главного героя, понять суть этой профессии. СМЕРШ я всё-таки представлял себе, но как к этому Владимир Иосифович относится – мне было интересно. Могу сказать, что я и получил от него сполна…

К примеру, актёр попросил Богомолова подсказать, что в реальной жизни мог напевать Алёхин (герой Евгения Миронова). Богомолов предложил частушки.

– Я таких выражений не слышал! – вспоминает Евгений Миронов. – Прелесть. Но в картину эти частушки не могли войти по известным причинам. Пришлось довольствоваться прописанным ещё в романе цензурным вариантом.

Хотя все герои были придуманы автором, сценарий фильма был основан на реальных событиях. В августе-сентябре 1944-го на освобождённые советскими войсками территории были заброшены три группы немецких диверсантов, имевшие приказ уничтожить Сталина. На чём же погорел на самом деле супердиверсант Пётр Таврин? Почему много подробностей было вырезано из фильма? Чем был недоволен Владимир Богомолов?

А что послужило толчком к написанию сценария фильма "Тегеран-43"? Могло ли быть на самом деле организовано покушение на лидеров "Большой тройки"? В чём режиссёрам Алову и Наумову удалось убедить руководителя КГБ?

Дмитрий Толкачёв