О ней говорят: актриса от Бога. И это как нельзя точно определяет её сегодняшнюю жизнь. Она редко появляется в кино и на театральной сцене, своим домом считает храм, а главной ролью – должность церковного казначея.
Екатерина Васильева – дочь популярного в Советском Союзе поэта-песенника Сергея Васильева, внучка бежавшего из страны белогвардейца Виталия Макаренко и внучатая племянница знаменитого советского педагога Антона Макаренко. В документальной ленте актриса признаётся: "Для меня всё, что случилось с Россией, абсолютно личная история, история моей семьи, моей России, которую я люблю бесконечно".
Мама артистки, Олимпиада Витальевна Макаренко, никогда не знала своего отца. Её родители в последний раз увиделись на перроне вокзала, когда толпа отсекла беременную женщину от мужа, успевшего забраться на ступеньки увозившего его в эмиграцию поезда. Отцом для рождённой позже Липы стал её родной дядя – Антон Семёнович Макаренко. О том, как развивалась история любви родителей Екатерины Васильевой, как будущий муж спас зенитчицу Макаренко от неминуемой гибели на Курской дуге и почему Олимпиада Витальевна с двумя детьми на руках ушла от мужа, рассказывают авторы фильма "Екатерина Васильева. На что способна любовь".
Катя родилась 15 августа победного 1945 года. Когда они с мамой переехали из роскошной квартиры отца в коммуналку, девочке было 12, а её брату Антону не исполнилось ещё и 4 лет. Из-за частых болезней матери девочке приходилось подрабатывать на почте сортировщицей писем. А потом Катя попала в театральную студию в Доме учёных. Несбывшаяся мечта самой Олимпиады нашла продолжение в дочери.
Студенческая жизнь Кати во ВГИКе была насыщенной. В любом споре и в любой компании она всегда была в центре. Яркая, независимая и свободная, она легко сводила мужчин с ума. Когда в Катю влюбился 20-летний третьекурсник Сергей Соловьёв, Васильева ответила взаимностью. В коммунальной квартире, где жили молодожёны, их комната стала местом сбора московской богемы. Здесь были буги-вуги, фильмы Антониони, запрещённая литература русской эмиграции, перепечатанная под копирку… Спустя 7 лет брак распался, но никто из супругов не жалеет о совместно прожитых годах. Васильева признаётся: "Это были 7 лет счастья, несчастья, очень интересной и честной жизни. Думаю, для меня и для Серёжи это было уроком жизни. А любовь – я тебя очень люблю, Серёженька – как никогда не любила…"
Ещё одной любовью актрисы стал драматург Михаил Рощин, которому она родила сына Митю. Впрочем, ребёнок брак не спас.
У Васильевой была очень успешная театральная карьера – сначала в театре Ермоловой, затем в легендарном "Современнике", потом во МХАТе. Но однажды актриса осознала, что жить ради успеха, славы и денег больше не хочет. Вот что она рассказала авторам документального фильма: "Мне кажется, что до рождения Мити я вообще не знала, что такое любовь. Я искренне влюблялась, но это всё была не любовь, это была игра. При встрече с сыном я так испугалась, меня посетила любовь в виде страха ответственности… Тогда я ещё не знала, как это называется. Любовь – это ответственность, любовь – это жертва. У меня не было такого чувства ответственности за тех людей, с которыми я жила, за моих мужей. Такая я была эгоистка, бездарная, глухая".
Наступил период, когда Васильева переживала депрессию. Только самые близкие знали – всё не так, как кажется. Актриса чувствовала себя полностью опустошённой. Вокруг множество людей, а пустота не исчезает. Мужья – один за другим – уже бывшие. На руках больная мама и маленький сын. Она отвечает за них, и только это держит… Нужна была чья-то добрая рука, которая поддержит, утешит и спасёт. И в этот момент Васильева знакомится со священником Владимиром Волгиным из Курской области. К нему, чтобы задать волнующие вопросы, в глухую деревню по дороге без асфальта Васильева с подругой прошли семь километров. С того момента её жизнь разделилась на две половины.
В 1987 году, после 14 лет службы в театре, Васильева ушла из МХАТа. Три года обиженный поступком любимицы Олег Ефремов не общался с ней. А потом позвонил и сказал, что польский режиссёр Кшиштоф Занусси хочет пригласить её в спектакль "Игры женщин", и Васильева вернулась на сцену. Увидевший её в этой постановке Юрий Любимов позвал актрису в спектакль "Электра". Следующей была постановка Петера Штайна "Орестея". Актриса признаётся, что сегодня на сцену она поднимается только ради зрителя и с условием, если в пьесе есть для него послание, которое ей важно донести. А своей любимой работой Васильева считает спектакль "Олимпия" в "Мастерской Петра Фоменко" в постановке артиста Евгения Цыганова.
По пути матери пошёл и сын Васильевой, Дмитрий. После ВГИКа он вдруг поступил в семинарию, где принял сан священника. Сегодня протоиерей Дмитрий Рощин – настоятель храма священномученика Антипы, прихожанкой и казначеем которого является его мама. И теперь Екатерина Сергеевна говорит о себе: "В первую очередь я – мать священника".
Какой вопрос задала актриса Олегу Янковскому перед съёмками в фильме "Приходи на меня посмотреть"? Почему ей позволили переименовать пьесу Фридриха Дюрренматта? Зачем Васильева в свободное от служения церкви время снимается в кино?
Бернара Батталова