16:55
  • Пн, Вт, Ср, Чт, Пт
01:55
  • Сб
02:35
  • Сб
03:15
  • Сб
03:55
  • Сб

Закулисные войны

Закулисные войны в опере: может ли выжить дружба в схватке за роли и гонорары

Их голоса звучат величественно и страстно. Публика – в благоговении и восторге. Артисты, взявшись за руки, кланяются. Но за кулисами оперные небожители спускаются на грешную землю. И тут же начинаются бескомпромиссные схватки – настоящие войны – за роли и гонорары… Страсти за кулисами бушуют нешуточные. Что превратило близких подруг Галину Вишневскую и Ирину Архипову в непримиримых врагов? Как зарубежные гастроли едва не рассорили Елену Образцову с Тамарой Синявской? Какие пушкинские строки поставили на грань открытого конфликта знаменитых теноров – Сергея Лемешева и Ивана Козловского?

 

 

Стычка между Архиповой и Вишневской стала достоянием всего Большого театра. Артисты пересказывали друг другу детали ссоры, не скупясь на подробности. А чёрной кошкой, вернее, чёрным котом, перебежавшим дорогу бывшим подругам, стал молодой певец Владислав Пьявко. В то время готовилась новая постановка "Кармен". Для Пьявко партия Хозе должна была стать первой большой ролью. Ну а главной героиней режиссёр Борис Покровский видел блистательную Архипову. И тут неожиданно Кармен надумала петь Галина Вишневская! И своим партнёром видела не кого иного, как все того же Пьявко. Но почему знаменитая певица захотела отобрать у своей подруги и роль, и партнёра? Неужели в театре репертуар важнее дружбы? Чем закончилась эта ссора? И смогли ли помириться примы Большого?

Театральные эксперты уверены: дружба между людьми на одной сцене – вещь невероятная. Эту аксиому долгое время опровергали своим примером целых три примы Большого театра: Тамара Синявская, Елена Образцова и Маквала Касрашвили были неразлучны не только на сцене, но и за кулисами.  Такое поведение оперных примадонн одного театра шокировало завистников. Но лёгкий характер Синявской позволял ей прощать своей подруге Образцовой всё, даже угрозу "увести" роль. Вот как рассказывает о том "бое местного значения" одна из его участниц – Тамара Синявская:

– Она пришла ко мне на "Князя Игоря" в Канаде. И сказала: "Тамара, я тебе палки в колёса поставлю, мне так нравится, как ты поёшь, я тоже выучу". И она выучила.

Накануне парижской премьеры "Князя Игоря" Синявская неожиданно узнала: Кончаковну будет петь Образцова! А как же дружба? Готовность поделиться последним?! Что помогло приме пережить предательство подруги? На какой неожиданный шаг она решилась в тот момент? И почему с тех пор Синявскую и Образцову уже ничто не могло поссорить?

Два знаменитых тенора – Иван Козловский и Сергей Лемешев – не могли уступить друг другу арию Ленского даже в шутку, ведь она прославила каждого из них. И оба они хотели быть единственным золотым голосом страны. Певцы никогда не доводили дело до открытого конфликта, но тайно продолжали соперничать. Они мерились даже поклонницами, которые у обаятельного Лемешева были намного моложе и красивее, а у Козловского интеллигентнее, что совсем не мешало "лемешисткам" и "козловитянкам" драться до крови… Почему золотые тенора не обрадовались предложению МХАТовцев исполнить вдвоём знаменитую арию Ленского на юбилее театра? Кому они желали посвятить своё выступление? И как забота Ивана Семёновича Козловского о собственном здоровье сорвала запись на радио?

Атмосфера театрального закулисья пропитана невысказанными обидами. Ведь артисты – люди не только амбициозные, но и очень ранимые. Их может задеть даже неосторожное слово, а суровая критика способна разрушить не только карьеру, но и жизнь. В 1975 году в газете "Вечерний Киев" вышла разгромная рецензия на премьеру "Евгения Онегина" в местном оперном театре. Автор раскритиковал не только трактовку оперы режиссёром Ириной Молостовой, досталось и исполнителю главной роли – певцу Юрию Гуляеву. Несправедливая и явно заказная критика стала для Гуляева настоящим ударом. Ведь Онегин в этом спектакле был едва ли не лучшей его ролью!

Кто и зачем ополчился на талантливого артиста? Из-за чего Гуляев не смог стать по-настоящему своим ни в Москве, ни в Киеве? Что заставило его променять сцену Большого театра на эстраду? Какую цену ему пришлось заплатить за известность?

Певец Александр Ворошило считает, что главной причиной смерти Юрия Гуляева стала одна из главных российских бед:

– Я ни одного не видел человека, который бы сумел победить водку. Я видел массы людей, которых победила водка. Юра был в их числе.

Однако истинной причиной трагедии был не алкоголь, считают авторы фильма: Гуляева мучила астма. Её приступы мешали артисту и петь, и гастролировать. А если сюда приплюсовать несложившуюся карьеру в Большом, тяжёлую болезнь сына, напряжённый гастрольный график… Кто выдержит такую нагрузку? Юрий Гуляев умер от инфаркта за рулём собственной машины по пути на очередной концерт. Ему было всего 55…

Путь на сцену редко обходится без скандалов. Знатоки театрального закулисья уверены: некоторым артистам бурное выяснение отношений необходимо как воздух. Ведь война с коллегами помогает не только выжить на оперной сцене, но и заряжает энергией для творчества! Но у оперы можно научиться и умению прощать, ведь в этом искусстве есть всё: и жизнь, и слёзы, и любовь.

Дмитрий Толкачёв