Художественные фильмы у нас в стране давно завоевали сердца миллионов поклонников. Ведь как приятно видеть, когда на экране сияют улыбками добрые подруги, клянутся в вечной любви верные супруги, рискуют жизнью неразлучные друзья. Но за кулисами чудесной сказки под названием "кино" – совсем другая жизнь. За несколько секунд до команды "Мотор!" актёры ссорятся, спорят и даже иной раз сходятся в рукопашной. Однако, как это бывает только в кино, – война за кадром рождает настоящий шедевр.
Авторы фильма рассказывают, насколько сложными получились съёмки одного из таких шедевров – "Место встречи изменить нельзя". Причём настолько, что актёр Владимир Конкин всерьёз подумывал о том, чтобы оставить съёмочную площадку. За что же так ополчились на Конкина Владимир Высоцкий, режиссёр Станислав Говорухин и даже авторы сценария братья Вайнеры? Как Виктору Павлову удалось уговорить актёра отказаться от необдуманного шага? И удалось ли двум Владимирам – Высоцкому и Конкину в конце концов, если не стать друзьями, то, по крайней мере, наладить нормальные человеческие отношения?
Об этом зрителям рассказывает сам Владимир Конкин. А так же он раскрывает некоторые секреты недовольства Высоцкого участием в фильме.
На съёмочной площадке "Эры милосердия" милосердия и внимания друг к другу актёрам как раз и не хватало. Фильм от этого хуже не стал. Возможно, ещё и потому, что режиссёр Станислав Говорухин войну между главными героями фильма как будто и не замечал. Но так бывает не всегда. Случается, что режиссёр жертвует одним хорошим актёром ради другого. Или сознательно стравливает их!
Подготовка к съёмкам картины "Русский сувенир" шла полным ходом. Скандал разразился позже и коснулся отнюдь не режиссёра Григория Александрова, а его жены – Любови Орловой. Прочитав сценарий, Фаина Георгиевна Раневская обнаружила, что ей предстоит сыграть... мать Орловой! Обожаемой подруги Любочки! Ровесницы! С которой в театре они исполняют одни и те же возрастные роли! Какие эмоции захлестнули Раневскую? Почему она обходила Орлову стороной, не здоровалась при встрече и объявила подруге бойкот? Доподлинно неизвестно, рассказывается в документальном фильме "Закулисные войны в кино" – понимала Орлова или нет, в чём заключается замысел Александрова. А может он просто придумал сценарий конфликта Орловой и Раневской, а потом воплотил его в жизнь? Привела ли столь тщательно выработанная стратегия Александрова к безоговорочной победе? И в чём она заключалась?
Если Орлова и Раневская поссорились из-за несыгранной роли, то другая роль, правда, полученная, смогла окончательно поссорить двух самых близких друзей-однокурсников – кумира 60-х красавца Сергея Гурзо и будущего всенародно любимого Штирлица Вячеслава Тихонова. Станислав Ростоцкий писал сценарий фильма "Дело было в Пенькове" совместно с Сергеем Антоновым – автором повести о женатом красавце-трактористе, без памяти влюблённом в учительницу. Он писал специально для Гурзо. Но обстоятельства сложились так, что в фильме сыграл Тихонов. Почему Ростоцкий пошёл на этот шаг и впоследствии всегда стоял за Вячеслава Васильевича горою? А может быть, задаются вопросом авторы фильма, истинная причина лежала глубже, чем в области кино как такового?
Интересную, "женскую" линию расставания двух друзей приводит в "Закулисных войнах" сын Сергея Гурзо – Сергей Гурзо-младший.
В какой-то мере именно женщины стали "виновницами" ещё одной истории с расставанием. Режиссёр Леонид Гайдай вытолкал Евгения Моргунова со съёмочной площадки фильма "Кавказская пленница" и даже заменил его дублёром именно за то, что тот однажды привёл на съёмочную площадку поклонниц. Отношения внутри знаменитой троицы Вицин-Никулин-Моргунов и так были далеки от идеальных. Так, Георгия Вицина все немного сторонились и до этого. Но, оказывается, трио прекратило своё существование совсем не из-за Евгения Моргунова. Инициатором "развода" стал… Юрий Никулин. Какой непростой выбор пришлось сделать ему между Моргуновым и Гайдаем? И какая новая троица "мелких мошенников" пришла в гайдаевские фильмы на смену прежней?
Дмитрий Толкачёв