Роковые роли: как актёрское ремесло калечит судьбы артистов?

Елена Майорова трагически погибла вскоре после съёмок фильма "Странное время". По версии следствия, актриса простудилась и прополоскала горло керосином – она с детства привыкла лечить недомогание этим странноватым народным методом. Капли попали на одежду. Оставалось выйти на лестничную клетку, закурить и через мгновение вспыхнуть отчаянным, мечущимся факелом.

 

 

Картина "Странное время" был первой серьёзной работой выпускницы режиссёрского отделения ВГИКа Натальи Пьянковой. Сценарий она написала сама и очень хотела, чтобы в фильме сыграла её любимая актриса – Елена Майорова. На какую хитрость пошла режиссёр, чтобы заполучить в ленту Елену, а вместе с ней и Олега Фомина, ещё одну звезду первого эшелона? Почему съёмочная группа работала бесплатно? Что стояло за гибелью Майоровой – совпадение, нелепая случайность? Какая тайна умерла вместе с Еленой Майоровой? Из-за чего по Москве поползли слухи, что актриса покончила с собой в порыве страсти?

Зато точно известно, рассказывают авторы документального фильма: в картине "Послушай, не идёт ли дождь", который вышел на экраны уже после гибели Елены, она сыграла аллегорическую роль – Смерть.

Со смертью играл и другой герой документального фильма – актёр Игорь Нефёдов. Он стал знаменитым, когда ему едва исполнилось восемнадцать – после роли в фильме "Пять вечеров". Успех был ошеломительным. Артиста начали узнавать на улицах, режиссёры наперебой предлагали новые роли... Вот как в документальном фильме о Нефёдове рассказывает режиссёр Сергей Соловьев:

– Он был звездой на тёмном небе. На том, когда звёзд не было. И это сделал Михалков. Потому что он сам выдающийся артист, и поэтому всегда выжимает из человека, которого приглашает, максимум его артистических способностей, предлагает для этого удивительные механизмы.

Над "механизмами" артиста Нефёдова поработал и Олег Табаков – наставник во ВГИКе, и Алексей Бородин – режиссёр театра, куда актёр пришёл служить после окончания вуза. Он был уже в таком статусе, что сам мог выбирать себе место работы. 

В 25 лет имя Игоря Нефёдова занесли в энциклопедию советского кино. Во времена СССР это было признанием выдающих заслуг в киноискусстве. Он был там самым молодым и, казалось, самым счастливым. Ему всё удавалось: самые звёздные роли, дома ждала красавица-жена…

Казалось, судьба выдала ему абонемент на счастье на все случаи жизни. И тут на этой звонкой ноте та судьба будто теряет к Нефёдову интерес. В старину бы сказали: "Сглазили... "

Ему перестали предлагать роли в кино. На дворе стояли 90-е, кино в России снимали мало, а то, что всё же снимали – без Нефёдова. Игорь впал в депрессию, начал выпивать. Вырваться из тисков не удавалось. И актёр, который привык всегда быть в центре внимания, да ещё и склонный к эпатажу, начал репетировать свою смерть. Это ведь тоже способ сыграть на публику! Нефёдов не раз и не два изображал самоубийство. И не на экране – в жизни. Пробовал повеситься, чуть не сорвался вниз, шагая над пропастью по парапету моста, картинно тонул… А когда его спасали – ап! – опять представал пышущим красотой и благополучием героем из любимых кинолент.

Видимо, смерть стала неожиданностью и для самого Игоря Нефёдова. В ту роковую ночь он впервые оказался с ней один на один. Кто знает, какие мысли терзали его, когда он привязывал шарф к крюку на лестничной площадке… Надеялся, что снова спасут? Не спасли – не успели...

На похоронах Нефёдова, рассказывают авторы фильма, актёр Евгений  Дворжецкий спросил – не столько присутствующих, сколько самого себя: "Ну что, Игорёк открыл счёт?". На почти риторический вопрос прозвучали совершенно конкретные горькие ответы. За Нефёдовым последовала Ирина Метлицкая, однокурсница Дворжецкого. Затем – Елена Майорова... В 1999 году не стало и самого Евгения. Страшная, нелепая, нелогичная встреча с обезумевшим грузовиком…

Иногда и самым отъявленным реалистам впору засомневаться – что это, если не злой рок, преследует актёров? Особенно когда их уход из жизни кажется звеном в цепочке невероятных и трагических событий…

Дмитрий Толкачёв