Там, где появлялся Ростислав Янович, сразу становилось весело. Обладатель манер английского аристократа, он обожал своими шутками вгонять в краску дам. Анекдотами от Плятта заслушивалась вся Москва. Когда артист был особенно в ударе, мог и похулиганить, но только – интеллигентно.
В тридцать лет он на спор голым купался под стенами Кремля. Молодой актёр играл с коллегами в покер на интерес. Когда Плятт понял, что победа не на его стороне, то разделся и прыгнул в воду. Милиционеры шутку не оценили. Плятта задержали, составили протокол, но сообщать на работу не стали. Документ о приводе в милицию артист бережно хранил вместе с наградами и с удовольствием демонстрировал друзьям.
Начав со школьного театрального кружка, в мечтах Слава уже видел своё имя на афише. Мешало только чересчур заурядное отчество – Иванович. И тогда шестнадцатилетний Плят решил похулиганить. Придя получать паспорт, он заменил отчество на Янович, а к фамилии прибавил дополнительную букву "т" – для звучности. Во МХАТ его тогда не взяли, но юношу заметили. Режиссёр театра познакомила дебютанта с Юрием Завадским. Бок о бок они проработали больше 50 лет.
Впервые сниматься в кино Ростислава Яновича пригласил режиссёр Михаил Ромм в 1938 году. Он предложил небольшую роль белого офицера в фильме "Ленин в 1918 году". На съёмочной площадке Плятт ощутимо нервничал. Тогда режиссёр заявил, что ему удобнее называть артиста не Ростиславом Яновичем, а Яном Казимировичем. Под всеобщий хохот Плятт радостно согласился, и работа пошла как надо. А вот знаменитый тандем – Плятт-Раневская – появился на экране в 1939 году в фильме "Подкидыш". Ростислав Янович – один из немногих артистов, кто сумел найти с Фаиной Георгиевной общий язык. Как настоящий джентльмен, он легко пропускал мимо ушей все колкости в свой адрес.
Свою работу на радио, которую Раневская считала халтурой, артист начал в 1931 году. За годы эфиров он перепробовал все виды деятельности от радиоактёра и чтеца во всех жанрах, до шумовика и вокалиста. Вот как рассказывает в фильме актёр Евгений Киндинов о радийном периоде Плятта:
– Не стеснялись работать в передачах "Театр у микрофона" и Грибов, и Яншин, и Ростислав Янович. И даже подшучивал над собой, говоря: "На радио нет передач безпляттных".
После начала Великой Отечественной войны из-за болезни родителей Плятт не уехал в эвакуацию, а остался в Москве. И записи на радио в этот период были основной творческой деятельностью артиста. А на экране этот добрейший человек несколько раз воплощал образы жестоких фашистов. Но отрицательного персонажа из Плятта не вышло, рассказывают авторы фильма, – любые герои в его исполнении получались обаятельными. Но любимой ролью иностранца для Плятта стал пастор Шлаг из "Семнадцати мгновений весны". На съёмках актёру пришлось впервые в жизни встать на лыжи. Ростислав Янович честно признался, что готов ручаться только за первые пять шагов. Сдержав слово и пройдя это расстояние, он упал. Специально ради этого в сценарии появилась новая фраза: "У Штирлица защемило сердце. Он увидел, что пастор совсем не умеет ходить на лыжах…"
Плятт легко сходился с молодёжью, но зато очень некомфортно чувствовал себя только среди непорядочных людей. При всей мягкости и доброте существовали вопросы, в которых Ростислав Янович был удивительно принципиальным. Не спускал Плятт и пренебрежительного отношения к профессии.
1978-й год разделил жизнь Ростислава Яновича на до и после. Ушла из жизни Вера Петровна Марецкая. В том же году умерла и жена Плятта Нина. Пожилой артист остался один. Не отчаяться и не замкнуться в себе помогла работа. Именно там он познакомился со своей второй женой. История вышла пикантная – диктор Людмила Маратова была замужем за близким другом Плятта Николаем Литвиновым. Но именно она по-женски скрасила последние годы артиста. С ролью мужчины, у которого отношения с женщиной намного моложе тебя, Плятт был уже знаком. В 1975 году режиссёр Александр Прошкин позвал артиста на роль профессора Никифорова в телевизионный фильм "Ольга Сергеевна".
Последней работой Ростислава Яновича в кино стал детектив "Визит к Минотавру". Именно роль Никколо Амати, по мнению многих критиков, стала лучшей в карьере артиста. Ростиславу Яновичу Плятту было восемьдесят, когда он ушёл из жизни. Но остались анекдоты о пасторе Шлаге, бархатистый голос артиста в радиопостановках, запоминающиеся киногерои. В итоге Плятт добился своего! Он сумел нахулиганить так, что навсегда остался в истории кино и сердцах людей. Но исключительно, как интеллигент.
Какое слово он попытался вывести на снегу не совсем традиционным образом? Кому из великих актрис больше всего доставалось от его шуток? Что подарил Вере Марецкой вместо букета? Для чего Плятту понадобился парик Екатерины Градовой? Что за письмо принципиально отказался подписывать? На что тратил деньги за границей? Ответы – в документальном фильме.
Дмитрий Толкачёв