Вера. С надеждой и любовью…

Её земная жизнь закончилась летом 2017-го. Внезапно для всех. На похоронах кто-то из друзей сказал: "Мы провожаем её не в последний путь, а просто в путь. Хочется верить, что она уехала в очередную киноэкспедицию"…

 

 

Актёрская природа Веры Глаголевой парадоксальна. Её героини покоряют своей беззащитностью. Но, рассказывают авторы фильма, в каждой из них чувствуется внутренняя сила, характер, который сопротивляется обстоятельствам, стержень, который не позволяет потерять себя. Это было свойственно и самой Глаголевой.

В 10-м классе Вера легко сдала нормативы на мастера спорта по стрельбе из лука и могла стать профессиональной спортсменкой. Но в её жизнь ворвалось кино и сопротивляться было бессмысленно. Отсутствие актёрского образования не стало препятствием на пути к успеху. На съёмках своего первого фильма "На край света…" в 1974 году Глаголева влюбилась в режиссёра Родиона Нахапетова. Вскоре они поженились. Ему – 30, ей – 18. В молодой семье родились две очаровательные дочки – Аня и Машенька.
Зрители обожали эту актёрскую пару: красивые, талантливые, удачливые… Глаголеву мечтали снимать многие режиссёры. Но Нахапетов ревностно относился к своей жене и музе. На съёмках картины "В четверг и больше никогда" Анатолия Эфроса он присутствовал лично и не отпускал Веру ни на шаг. И когда тот же Эфрос сделал актрисе заманчивое предложение играть у него в театре, Нахапетов был непреклонен и не отпустил жену.

Показать свою актёрскую смелость и независимость от мужа Вере удалось благодаря картине "Выйти замуж за капитана". Фильм часто показывали в воинских частях, и все военные были влюблены в героиню Глаголевой. Каждый капитан мечтал иметь именно такую супругу. А накануне съёмок картины "Зонтик для новобрачных" в семействе Нахапетова и Глаголевой развернулись жаркие баталии. Актриса повзрослела и уже не хотела подчиняться мужу во всём от фильма к фильму. Она набиралась опыта, росла.

В фильм "Сошедшие с небес" Глаголеву взяли без проб. Её актёрский дуэт с Александром Абдуловым стал украшением картины. Но творческие победы не спасли актрису от проблем в семье. Новый фильм Нахапетов снял уже без жены. А в 80-х уехал в Америку, где у него через какое-то время начался новый любовный роман. Для честной, искренней, принципиальной Веры это был удар, предательство, которое невозможно простить. После 14-ти лет брака Глаголева и Нахапетов развелись. Он остался в Америке, а она пробовала себя в новой профессии, к которой шла шаг за шагом…

Первый её фильм стал отчаянной попыткой доказать всем, и в первую очередь себе, что одна она не пропадёт. Сценарий для картины "Сломанный свет" Глаголева выбрала неслучайно – так же, как и герои картины, она рисковала всем. Фильм получился, и первый режиссёрский опыт её окрылил. Она мечтала снимать ещё и ещё, не вылезала из командировок по стране, искала деньги для реализации своих проектов.
Чёрная полоса, казалось, отступила, но за все эти годы Глаголева так и не сумела встретить мужчину, который вернул бы ей радость любви. Пока однажды на кинофестивале в Одессе судьба не свела Веру с успешным бизнесменом Кириллом Шубским. Счастливое замужество и рождение третьей дочери не изменили Глаголеву: она продолжала снимать кино и с удовольствием снималась в фильмах других режиссёров, не желая сидеть дома.

Подобно своим героиням, Глаголева часто удивляла двойственностью – сочетанием мягкости и силы. Как режиссёр она сняла семь картин. На съёмочной площадке была беспощадна, порой жестока, а за халтуру могла отчитать так, что мало не покажется. Твёрдость и настойчивость помогли ей в работе над фильмом "Одна война", который доказал, что женщина-режиссёр может делать серьёзное кино. Картина вошла в программы многих кинофестивалей и произвела настоящий фурор на Западе, а кинозвезда Рэйф Файнс, посмотрев её, не раздумывая согласился принять участие в проекте "Две женщины". Свой седьмой фильм по пьесе "Глиняная яма" Вера Глаголева снимала в рекордные сроки – за три недели, зная, что уже больна. Заканчивали его, увы, уже без неё…

В последний раз Вера Глаголева появилась публично на свадьбе дочери Анастасии Шубской и хоккеиста Александра Овечкина. Она ушла, но осталась в своих фильмах и в словах своей героини: "Не надо бояться, надо лететь…"

Какой необычный подарок сделала Вера Глаголева Александру Панкратову-Чёрному? Для чего извела огромное количество холостых патронов на съёмках только одного эпизода? Как ради хорошего кадра заставила плакать родную дочь? Почему Глаголева-режиссёр намеренно обидела Ларису Гузееву? Ответы на эти и многие другие вопросы – в документальном фильме. А ещё зрителей ждут воспоминания Родиона Нахапетова, Андрея Житинкина, Александра Балуева, Дмитрия Харатьяна, Александра Панкратова-Чёрного, Ларисы Гузеевой, Александра Збруева, Игоря Костолевского, Александра Розенбаума, Кирилла Шубского, дочерей актрисы – Анны, Марии и Анастасии.

Дмитрий Толкачёв