"Белое солнце пустыни": экстрим, жара и "случайная" Катерина Матвеевна

Более 50-ти лет назад фильм "Белое солнце пустыни" режиссёра Владимира Мотыля вышел в широкий прокат и сразу же стал культовым. Но сколько препятствий пришлось пройти её создателям, чтобы картина дошла-таки до зрителей... Смотрите программу "Большое кино" о создании легендарного фильма на канале "ТВ Центр".

 

 

18 сентября 1969 года на "Мосфильме" проходила сдача киноленты "Белое солнце пустыни". Довольно рутинная процедура обернулась громким скандалом: директор киностудии Владимир Сурин наотрез отказался подписывать акт о приёмке. Но никто не удивился: эта лента шла вкривь и вкось с самого начала.

…Лето 1968 года. Дагестан. Пустыня. Жара страшная. Но проблема не в этом: никак не получается закопать Саида, которого играл Спартак Мишулин. Мало того, что раскалённый песок обжигал кожу актёра – он ещё и утягивал его всё глубже и глубже… Что делать?

– Достали большой фанерный ящик, в котором спички когда-то привозили. Он сел в этот ящик, шею замотали кошмой, вокруг насыпали песок, – рассказывает в программе каскадёр Александр Массарский.

Спартаку Мишулину пришлось просидеть в закопанном ящике всю съёмочную смену, его даже кормили с ложечки. Артист мужественно сносил все тяготы экстремального кинопроизводства. Хотя многие удивлялись, что Владимир Мотыль позвал в этот вестерн актёра, известного по ролям Карлсона из сказки Астрид Линдгрен и Пана Директора из "Кабачка 13 стульев". Но у режиссёра было на этот счёт особое мнение…

А ведь и сам Владимир Мотыль попал в фильм, можно сказать, случайно. Историю снять предлагали Андрею Кончаловскому, Витаутасу Жалакявичусу, снявшему знаменитый вестерн "Никто не хотел умирать", Юрию Чулюкину, прославившемуся фильмом "Девчата". Все трое отказались. И вот тогда от безысходности возникла кандидатура Мотыля.  Но и тот отказывался от этой миссии. Каков же был весомый аргумент, чтобы заманить Мотыля? Почему никому не понравился начальный сценарий фильма под названием "Басмачи", написанный Андреем Кончаловским и Фридрихом Горенштейном? Кто придумал название картины? Узнаете из программы.

На главную роль – товарища Сухова – пробовались многие артисты. В результате остались двое: Анатолий Кузнецов и Георгий Юматов. Мотыль после долгих колебаний выбрал Кузнецова. Однако госпожа удача в тот момент от актёра отвернулась: у Кузнецова была серьёзная травма, поэтому  пришлось в срочном порядке менять его на Юматова. Однако и тут не повезло: актёр загулял… Пришлось группе ждать выздоровления Анатолия Кузнецова и параллельно искать актрису на роль ненаглядной Екатерины Матвеевны. На пробы приглашали самых красивых актрис "Мосфильма" и "Ленфильма", в том числе Людмилу Хитяеву и Людмилу Чурсину. Но режиссёр точно знал, что ему нужны не утончённые столичные красавицы в сложном гриме, а простая деревенская женщина с румяными щёчками. Искомый типаж был обнаружен совершенно случайно – в коридорах телецентра "Останкино". Ею оказалась журналистка Галина Лучай. Что за сложности возникли с новоиспечённой актрисой? Какой профессиональный подвиг на съёмках в Дагестане совершил исполнитель роли Верещагина Павел Луспекаев? Почему никто из актрис не хотел идти в гарем? И из-за чего отснятый материал не хотело принимать руководство киностудии?

Летом 1969 года киноэкспедиция отправилась в Туркмению, в пустыню Каракумы. Киношников снова жгло солнце, ветер засыпал людей и технику песком, заставляя переносить съёмки. Впрочем, когда они всё же закончились, легче не стало: киностудия посчитала, что фильму не хватает лихости и жёсткости настоящего вестерна. Кроме того, всех причастных не покидало ощущение, что действие картины укладывается в одни сутки. Какой неожиданный ход спас ситуацию, и как этому поспособствовал Марк Захаров? Об этом и многом другом – в программе "Большое кино" на канале "ТВ Центр".