Благодаря картине "Разные судьбы" в советском кино середины 50-х зажглись сразу две новых "звезды". А как сложились их собственные жизни, зрители канала "ТВ Центр" узнают, посмотрев документальный фильм.
Далеко не все поклонники творчества Татьяны Пилецкой, рассказывается в документальном фильме, знают, что она – немка и родилась под фамилией Урлауб. Её ленинградское детство было вполне безоблачным, пока девочке не исполнилось тринадцать, и не началась Великая Отечественная война. Тогда жизнь её семьи круто переменилась. Вот как актриса рассказывает о том времени:
– Был приказ по Ленинграду и Ленинградской области: всех лиц немецкой национальности выслать. И нас с мамой тоже выслали. Мама мне посоветовала взять отчество Львовна вместо Людвиговна, когда я получала паспорт. Папа не обиделся.
Отцу Татьяны Людвигу Урлаубу пришлось провести в сибирской ссылке долгих 15 лет. И дочь после долгой разлуки он увидел уже взрослой, на экране. При этом быть актрисой Татьяна поначалу и не планировала, собираясь стать балериной. Хотя примой Большого театра она не стала, всё же именно танцы помогли ей в трудный момент удержаться на плаву. В нелёгкие послевоенные годы она попала в Театр эстрады, где и танцевала, пока не познакомилась с кинематографом.
В отличие от Пилецкой, пришедшей в кино из балета, Юлиан Панич хотел стать актёром ещё с детства. Его юные годы прошли на Украине, где он и встретил войну… Вместе с мамой эвакуировался в Челябинск, однако вскоре семья оказалась в южном Казахстане. В 1943 году в городе Чимкенте в Парке юных ленинцев был организован кружок самодеятельности, за участие в котором давали продуктовую карточку. В том числе поэтому к моменту возвращения из эвакуации Юлиан твердо решил, что будет актёром. Какую роль в его судьбе сыграл Ролан Быков? Что привело Татьяну Пилецкую за Полярный круг? Чем ей помог Александр Вертинский?
А потом в жизни Пилецкой и Панича случился фильм Леонида Лукова "Разные судьбы". Помимо игры прекрасных молодых актёров картина запомнилась зрителю ещё и проникновенными мелодиями Никиты Богословского, которые с удовольствием напевала вся страна. Что, впрочем, не помешало неожиданному возмущению Екатерины Фурцевой. Однако поостыв, Екатерина Алексеевна прозорливо заметила: "Нас всех уже не станет, а фильм и через 30 лет будут смотреть!". О популярности этой картины красноречиво говорят цифры: только в год выхода на экраны "Разные судьбы" посмотрели 36 миллионов зрителей…
В 1967 году Татьяна и Юлиан снова встретились на экране – в фильме "Зелёная карета". Но после выхода этой картины Панич неожиданно для всех решил сменить профессию. В голове стучало услышанное им когда-то от Бондарчука: "Надоело сниматься у дураков и неучей – пора самому идти в режиссёры!". В Госкино к такому решению вроде бы отнеслись с пониманием, и к лету 1968-го был почти готов дебютный фильм "Дорога домой". Но тут обстоятельства обернулись против создателей картины. Юлиан Панич объясняет это так:
– "Дорогу домой" мы сдавали 18 августа – в день, когда советские войска вошли в Прагу. И решили картину запретить.
Кое-кто и вовсе предлагал изгнать режиссёра Панича из профессии. Однако за "опального" дебютанта неожиданно вступился тогдашний председатель Гостелерадио Николай Месяцев. После успеха "Дороги домой" Панич взялся ставить фильм по пьесе Веры Пановой "Проводы белых ночей". Такой выбор был неслучайным: роль, блистательно сыгранную в этом фильме Юрием Каморным, когда-то играл сам Панич – только в театре…
Что увидел вредного в картине первый секретарь Ленинградского обкома? Почему этот фильм стал последним, снятым Паничем в СССР? Из-за чего у него не сложилась карьера в Израиле и ему пришлось переехать в Америку, а затем и в Германию? Как Татьяна Пилецкая познакомилась с Борисом Агешиным, с которым прожила в счастливом браке 45 лет?
Актёрские (да и человеческие) судьбы у Татьяны Пилецкой и Юлиана Панича, рассказывают авторы документальной картины, и впрямь оказались разными. Но кое-что схожее в них всё же есть: несмотря на все житейские трудности, они, в отличие от многих своих коллег, дожили до преклонного возраста и продолжают сохранять творческую активность – на радость нам, простым зрителям.
Дмитрий Толкачёв