Они покоряли физической формой, обезоруживали интеллектом и были просто красивыми мужчинами. Зрители не сомневались: если в стране и есть идеальный герой, то это разведчик. В кино их воплощали самые разные актёры: добрый принц Павел Кадочников, лихой спецагент Вадим Бероев, неприметный чекист Станислав Любшин, суровый шпион Георгий Жжёнов, романтичный молчун Вячеслав Тихонов. Смотрите документальный фильм "Актёрские судьбы. Идеальный шпион" на канале "ТВ Центр".
…19 сентября 1947 года. В кинотеатрах – премьера, в очередях к кассам – сотни зрителей, а на экранах – первый советский киноразведчик. Исполнитель главной роли Алексея Федотова, актёр Павел Кадочников, уже в день премьеры стал кумиром и примером для подражания. Красивый, скромный, интеллигентный – таким первый экранный разведчик новой эпохи стал почти случайно. Режиссёр картины Борис Барнет искал для этой роли совсем другой характер и другого актёра. По легенде, Павла Кадочникова на роль Алексея Федотова назначили на самом верху, в КГБ. Выпускник ленинградского техникума, уже сыгравший в "Иване Грозном" и "Робинзоне Крузо", обладатель правильной родословной и, безусловно, эффектной внешности – именно такой актёр, по мнению начальства, должен был стать олицетворением советского разведчика.
Картину оценил кинозритель номер один – Иосиф Сталин. Кадочникову вождь присудил не только премию имени себя, но и титул "главного разведчика страны". Кто ещё мог сыграть Федотова? А кто стал прототипом легендарного майора Вихря в исполнении Вадима Бероева? Из-за чего финальную сцену фильма пришлось снимать целый день? Чем разведчик Александр Белов, сыгранный Станиславом Любшиным в картине "Щит и меч", отличался от других киношпионов? С какими неожиданными проблемами пришлось столкнуться создателям фильма "Ошибка резидента" и исполнителю главной роли Михаила Тульева, актёру Георгию Жжёнову? Узнаете из документального фильма.
Но, пожалуй, самым любимым и самым известным разведчиком для миллионов телезрителей был, есть и, вероятно, ещё немало лет будет Исаев-Штирлиц – Вячеслав Тихонов. К моменту начала съёмок эпопеи "Семнадцать мгновений весны" Татьяны Лиозновой Тихонов уже был известным артистом. За его плечами были роли в картинах "Молодая гвардия", "Дело было в Пенькове", "Война и мир", "Доживём до понедельника". Но "Семнадцать мгновений весны" вознесли его на такую высоту, что не каждому доступна.
Главное создатели этой легендарной картины объяснили уже в первом кадре: на экран вышел самый лирический из всех героев-разведчиков. Четыре с лишним минуты безмолвной тоски по родине. И лишь на пятой Штирлиц неуверенно заговорил… А самой романтической сценой не только фильма, но и всего советского кинематографа однозначно признают свидание Штирлица с женой. Что интересно, в реальности никакой жены на съёмках эпизода не планировалось. Тихонова и Элеонору Шашкову снимали в разные дни. Но актёры так прониклись задачей, что приехали поддержать друг друга в свои выходные.
– Я влюблена была в тот момент, когда он сидел напротив меня. Встали и разошлись, – вспоминает в документальном фильме Элеонора Шашкова. – В жизни, на концертах он меня встречал очень приятными словами: "Это самая любимая моя жена".
Чем ещё Штирлиц был непохож на своих коллег-шпионов? И почему один и тот же герой получался у актёров таким разным? Об этом и многом другом в фильме рассказывают Элеонора Шашкова, Евгений Герасимов, Александр Галибин, Ирина Мирошниченко, киновед Давид Шнейдеров, историк спецслужб Александр Колпакиди, актриса Земфира Цахилова, дочь Вадима Бероева Елена Бероева, режиссёр Вадим Дубровицкий, режиссёры Борис Бланк и Владимир Грамматиков, Олег Янковский (архивные съёмки).