Как складывался творческий путь Михаила Жванецкого?

Застать его на месте было практически невозможно. Поэтому авторы документального фильма "В поисках Жванецкого" искали своего героя не в пространстве, а во времени: в Одессе 1960-х, Ленинграде 1970-х, Москве 1980-х…

 

 

Пожалуй, нет ни одного явления в советской жизни, которое бы не описал этот автор своим острым пером. В его репризах и монологах – история большой страны. Михаил Жванецкий в эстрадном строю был около 60 лет. Но при жизни не ставил себя на постамент. Его ждали везде – от Мурманска до Майами, потому что все те, для кого русский язык родной, искренне любили его творчество.

Первые следы будущего писателя можно отыскать в конце 1950-х, когда комсорг факультета механизации портов Миша Жванецкий, окончив институт, работал механиком по кранам в одесском порту. Но к роли будущего Жванецкого он примерялся уже тогда, когда в театре "Парнас" читал свои первые монологи, писал миниатюры для друга Вити Ильченко, который тоже работал в порту. Там же, в "Парнасе", сложился дуэт Карцева и Ильченко, хотя справедливей его было бы называть трио, потому что душой и мозгом был Жванецкий.

До Москвы и Ленинграда долетали слухи о молодом, самобытном юмористе. Любая история, любой опыт, любое слово, брошенное кем-то на Привозе, давали ему вдохновение и могли вылиться в новый рассказ. Но не все в те времена смеялись над монологами – всегда находился тот, кому казалось, что Жванецкий, а вместе с ним и зрители, смеются только над ним. К автору стали приглядываться чиновники. Несмотря на то, что он считался писателем самодеятельным, к нему стали предъявляться общие требования, его тексты утверждались в ЦК компартии Украины. О том, что какое-то издательство возьмётся напечатать это, не было и речи! Тогда народ сам сел за печатные машинки, не дожидаясь государства. А благодаря магнитофонным записям о Жванецком, Карцеве и Ильченко стало известно далеко за пределами Украины.

Во второй половине 60-х следы Жванецкого легко отыскать в Ленинграде – сюда из Одессы его вместе с Карцевым и Ильченко пригласил в свой театр миниатюр Аркадий Райкин. В 1969 году монологи героя документального фильма услышали сначала жители двух столиц, а потом и вся страна – по телевизору. Конечно, все лавры доставались только Райкину. Аркадий Исаакович помог молодым людям, переехавшим из Одессы, получить жильё. Карцев и Ильченко были штатными артистами театра. Жванецкий же занял пост заведующего литературной частью. Денег у троицы катастрофически не хватало. Но Райкин был категорически против того, чтобы сотрудники его театра "левачили" на стороне. Напряжение нарастало. И в какой-то момент мэтр уволил Жванецкого. В знак солидарности из театра тут же ушли Карцев и Ильченко. В Одессу они вернулись уже совершенно другими людьми.

После Одессы, Ленинграда и снова Одессы Жванецкий переехал в Москву. Здесь всё повторилось: он читал свои рассказы по квартирам и красным уголкам, а официальная эстрада в качестве исполнителя его не признавала – монологи исполняли другие артисты. Но всем было понятно, что любой, даже самый талантливый актёр не прочтёт эти монологи лучше, чем сам автор.

Следы Михаила Жванецкого, рассказывается в документальном фильме, не терялись в прошлом ХХ веке. Но чтобы встретить его, приходилось сильно побегать.

– Эй, мальчики, следите за первой цифрой возраста. Хватит! Выньте палец из носа, – говорит в картине её главный герой. – Благородство в мужчине начинается с 80. Пропадают дешёвые шутки… С новым, восходящим годом! Ваш, ваш и только ваш Михаил Жванецкий!

Почему неожиданная вспышка холеры прославила создателей миниатюр? Как их трио называли некоторые начальники? Когда Михаил Михайлович впервые появился в "Голубом огоньке"? Ответы – в фильме. А ещё зрителей канала "ТВ Центр" ждут самые известные монологи Михаила Жванецкого разных лет в исполнении автора и воспоминания его знаменитых друзей о разных этапах жизни писателя.

Дмитрий Толкачёв