Стоимость бензина и дизеля в России продолжает расти. В Москве всего за неделю топливо подорожало почти на рубль. Письмо с предложением мер по стабилизации цен в правительство направил Российский топливный союз. По мнению специалистов РТС, необходимо увеличить поставки на внутренний рынок и расширить объемы продаж топлива на бирже.
Цены на бензин в Москве за неделю с 21 по 27 мая скакнули почти на рубль. В целом же за три месяца подорожание было еще существеннее. Если в марте в среднем по стране, например, за литр 95-го просили 41 рубль, то сейчас уже больше 44-х, передает "ТВ Центр".
Для начала нужно понимать, из чего все-таки складывается цена на топливо в России. Переработка. Транспортировка. Расходы автозаправочных станций - это примерно 25 процентов. Еще 60 процентов это налоги и акцизы - самая существенная строка, обычно и толкающая цены вверх. Чуть меньше десяти процентов приходится на прибыль розничных сетей. И примерно столько же занимает стоимость нефти, мировая цена которой на цену топлива в России не влияет почти никак.
"Любят апеллировать некоторые люди, что цены на нефть растут, а бензин всегда идет вверх. Это правда, но только люди забывают, что цены вверх-вниз скачут в долларах, а мы с вами живем отнюдь не в долларовой зоне. У нас национальная валюта называется российский рубль. И вот в российских рублях цены на нефть практически не менялись", - пояснил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
То есть в реальности все определяет рынок, на котором сейчас сложились такие условия, говорят эксперты, что российским производителям выгоднее продавать "сырую" нефть за границу, нежели производить моторное топливо и реализовывать его в стране. Во-первых, цена на черное золото в мире поднялась. Во-вторых, государство снизило экспортные пошлины. Одновременно был повышен налог на добычу полезных ископаемых и увеличен акциз, что при слабом рубле заставило нефтяные компании переориентироваться на экспорт, где можно больше заработать.
"Это приводит к снижению объема поступления на внутренний рынок. Это снижает объемы продаж на бирже. Это, в свою очередь, толкает вверх биржевые индикаторы. Ну и так далее. В конце концов, все это приводит к росту оптовых цен. На сегодняшний день оптовые цены выше розничных. Такого не было никогда. И естественно в таких условиях розница просто обязана повышать цены", - отметил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
Свою роль тут сыграла и сезонность. В теплую погоду количество машин на дорогах увеличивается. Плюс, посевная. То есть спрос в итоге вырос, а предложение снизилось. В том числе отсюда и такой стремительный рост цен, который правительство все-таки рассчитывает сбить. Уже принято решение о том, что не позднее, чем с 1 июля впервые с 2015-го года акциз на бензин будет снижен. Тонна бензина на оптовом рынке в итоге подешевеет на три тысячи рублей. Дизтопливо - на две.
Будет ли эффект, станет понятно по заправочным табло, цифры на которых совсем скоро должны начать меняться в меньшую сторону. Хотя в целом, говорят эксперты, цены на топливо в России в перспективе продолжат расти. Это общемировой тренд, от которого нам никуда не деться.
Александр Панюшкин, "ТВ Центр".
Мы в Telegram