Недовольство населения и явное нежелание властей прислушаться к своим гражданам может поставить крест на карьере самой влиятельной женщины в мире. Отстаивая свою позицию по вопросам беженцев, Меркель может развалить правительство. Весьма вероятно, что на воскресной "срочной и неформальной" встрече лидеров семи стран ЕС всё по тому же больному вопросу позиция Меркель будет отличаться от позиции её коллег по коалиции, и тогда она, возможно, сможет развалить и Европу.
Если проблему можно решить при помощи денег – это не проблема. Видимо, так рассуждала Ангела Меркель, собираясь в двухдневное ближневосточное турне. Это её последняя и, похоже, отчаянная попытка подготовиться к экстренному саммиту в Брюсселе, отмечает "ТВ Центр". В четверг, 21 июня, канцлер Германии прибыла в Иорданию, и в этот же день вечером улетела в Ливан. Обе страны выполняют важную функцию – они принимают у себя сотни тысяч беженцев из Сирии. И без них Европа сейчас находилась бы в гораздо худшем положении. Поэтому дружба с Амманом и Бейрутом в обязательном порядке включена в стратегию Меркель по урегулированию миграционного кризиса в Европе, а точнее, по сдерживанию потока мигрантов. Но проблема в том, что Иордания и Ливан, как и Европа, тоже не резиновые, да к тому же находятся в значительно худшем финансовом положение. И вот как раз материальные вопросы Меркель готова закрыть.
"Мы готовы предоставить правительству Иордании кредит в размере 100 миллионов долларов, чтобы несколько облегчить реализацию реформ по линии МВФ", - сообщила Ангела Меркель.
Но всех проблем Иордании эти деньги всё равно не решат. По данным ООН, страна уже приняла почти 700 тысяч сирийских беженцев. Поэтому Меркель, чтобы приободрить и короля, и мигрантов, напомнила, что всего за этот год ФРГ планирует выделить 384 миллиона евро на экономическую и гуманитарную помощь, и развитие системы образования. И ещё канцлер подчеркнула, что германские компании "заинтересованы во вложении инвестиций" в экономику королевства. В Ливане у Меркель в повестке тоже исключительно финансовые вопросы и даже участие в ливано-германском инвестиционном форуме. Но за всеми этими инвестициями, конечно же, стоит миграционный кризис - с 2011 года в стране находятся полтора миллиона сирийских беженцев. И 14 июня президент республики заявил, что "экономическая ситуация не позволяет, чтобы присутствие сирийских беженцев в Ливане было неограниченным по времени". Для Меркель эти слова как нож в спину, особенно если учесть, что с 2012 года Германия выделила Ливану 1,5 миллиарда долларов. Только за 2017 год - 386 миллионов евро. И перед поездкой в Ливан местные СМИ сообщали, что Меркель не готова сдаваться и планирует выделить ещё 500 миллионов евро – в кредит, но под низкие проценты. Но пока Меркель решала миграционный вопрос на Ближнем Востоке при помощи денег, в Будапеште состоялась встреча лидеров стран Вишеградской четверки и Австрии. Собирались лишь по одному поводу – понять, как защищать внешние границы Евросоюза от мигрантов. И четвёрка договорилась проигнорировать экстренную встречу в Брюсселе.
"Не стоит искусственно проталкивать вопросы, которые не согласованы, я имею в виду квоты на мигрантов. Эти проблемы должны разрешаться в процессе сотрудничества, иначе они приводят к разделению и конфликтам", - заявил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.
Кстати, на этой неделе Венгерский парламент принял закон под кричащим названием "Стоп Сорос" – он направлен, прежде всего, против Фонда миллиардера Copoca, а также других неправительственных организаций, оказывающих помощь нелегальным мигрантам. Теперь все добродетели могут сесть в тюрьму. Ещё в апреле Орбан неоднократно говорил, что Сорос хочет "уничтожить" христианскую культуру и цивилизацию в Венгрии и в Европе, поощряя иммиграцию мусульман через свои НПО. И вот новый закон направлен на то, чтобы сделать Венгрию первой в ЕС "страной без мигрантов".
Какой стране и сколько принимать мигрантов – это сейчас самый острый вопрос в ЕС. 18 июня новый премьер-министр Испании Педро Санчес разрешил судну "Аквариус" войти в порт Валенсии. На борту было 629 мигрантов, их подобрала организация "Врачи без границ" у побережья Ливии ещё на прошлой неделе. И всё это время Европа просто отказывалась их принимать. А 21 июня уже судно германской неправительственной организации попыталось ввезти в Италию 250 нелегальных мигрантов. Их тоже подобрали у берегов Ливии. Вице-премьер Маттео Сальвини заявил, что Италия отказывается принимать этих мигрантов, и они отправятся в Голландию, потому что Италия не намерена больше в одиночестве нести ответственность за миграционный кризис.
"Если кто-то в Европе считает, что Италия должна оставаться мигрантским лагерем, они ничего не поняли. За последние четыре года Италия приняла 650 000 мигрантов и получила 450 000 просьб о предоставлении убежища. Поэтому вместо того, чтобы принимать, мы готовы отдать", - заявил он.
Осталось только найти того, кто возьмёт беженцев. Проблема в том, что таких желающих в Евросоюзе нет. И не только потому, что нет денег или нет мест, а прежде всего потому, что мигранты с Ближнего востока не планируют ассимилироваться. Они устанавливают свои порядки и свои правила.
"Вначале об этом в открытую не хотели говорить, чтобы не провоцировать разных расистов на какие-то дискуссии. Приходится сейчас писать о многих изнасилованиях, которые в Германии происходят, о проблемах, которые не решаются – слишком много беженцев, причём совсем чуждых для Германии, Европы, культуры попало сюда. Немцы исходили из того, вернее госпожа Меркель, что этих людей можно будет быстро интегрировать, что они быстро выучат немецкий язык, что они забудут свой фундаменталистский ислам, что они примут либеральные ценности", - рассуждает политолог Александр Рар.
Госпоже Меркель именно сейчас приходится осознавать ещё и то, что не стоит принимать решения, касающиеся всего Евросоюза в одиночку. Потому что в конечном итоге и отвечать за эти решения тоже придётся самой. Именно поэтому в данный момент на Меркель нерешаемые проблемы обрушиваются сразу с трёх сторон. Во-первых, в отличие от Обамы, её категорически отказывается поддерживать Трамп. На этой неделе в твиттере он даже привёл миграционный кризис в Европе, как главный аргумент того, что стену на границе с Мексикой всё же нужно строить. Единогласно не поддерживают Меркель и лидеры стран-членов Евросоюза. И более того, Меркель не поддерживает даже её правительство, которое она же и собрала – получается, что долго и мучительно выбирала тех, кто сейчас её активно критикует. Министр внутренних дел Германии даже поставил канцлеру ультиматум – две недели на решение миграционной проблемы.
"На тот случай, если общеевропейские усилия не будут иметь немедленного эффекта в отношении ситуации вокруг запрета во въезде, я лично отдам распоряжение, чтобы пограничная полиция перестала пропускать на территорию Германии беженцев, которым запрещен въезд или пребывание в стране, а также лиц, зарегистрированных как беженцы в других странах ЕС", - пригрозил Хорст Зеехофер.
Зеехофер, скорей всего, смягчит тон, если Меркель поддержат другие европейские лидеры, но восточноевропейские страны её уже не поддерживают. Италия и Австрия – тоже, скорее, на стороне Зеехофера. Остаётся один Макрон. Только вот чего ей будет стоить его поддержка? На этой неделе на переговорах с президентом Франции они вроде бы говорили на одном языке и сошлись на том, что мигранты – это вызов для всей Европы. Ну а потом объявили о создании новой финансовой архитектуры ЕС.
"Все национальные государства вынуждены будут передавать свой национальный суверенитет - над своими финансами, над своими бюджетами, над своими налогами, которые они забирают у своего населения - в какой-то мнимый центр в Брюсселе, который эти деньги потом будет распределять. Фактически это идёт к тому, что более богатые страны севера Европы будут алиментировать более бедные южные страны – такие как разваливающуюся Грецию, страждущую Италию, Португалию, Испанию, Кипр и так далее. Север Европы отказывается это делать, а юг Европы требует от севера солидарности. Госпожа Меркель сидит между всеми стульями", - говорит Рар.
И усидеть на всех этих стульях Меркель вряд ли удастся. Уже очевидно, что ей не хватит никаких денег, чтобы самой удержаться у власти и спасти от краха Евросоюз. И политологи говорят, что сейчас уже нет смысла думать о судьбе ЕС – момент упущен, пора задумываться о сохранение европейской цивилизации в принципе.
Вера Щирова, Артём Данцевич, Екатерина Симанович. "В центре событий".
Мы в Telegram