Великобритания оказалась на грани политического кризиса. В правительстве - перестановки, и они вынужденные. Из кабинета министров Терезы Мэй накануне вышли Дэвид Дэвис, который отвечал за выход Британии из Евросоюза, а вслед за ним и министр иностранных дел Борис Джонсон. Оба покинули правительство из-за несогласия с премьером по вопросу Brexit.
На первых полосах всех британских газет снова он — эксцентричный, яркий и теперь уже бывший министр иностранных дел Великобритании, передает "ТВ Центр". Происходящее журналисты уже иронично называют "министропад". Британское правительство один за другим покинули сразу две важные фигуры. Первым стал госсекретарь по делам Brexit Дэвид Дэвис. Вслед за ним — 2 года возглавлявший Форин-офис Борис Джонсон. Причем, не просто ушел, а громко хлопнул дверью. Guardian публикует полный текст письма, которое Джонсон направил Терезе Мэй.
"Brexit должен быть выражением возможностей и надежды. Но эта мечта умирает, задушенная напрасной неуверенностью в себе. Мы на пути к обретению статуса колонии, и вряд ли кто-то увидит в этом соглашении какие-либо экономические и политические преимущества", - говорится в послании Джонсона.
Речь о так называемом "мягком" сценарии Brexit. Его премьер представила на прошлой неделе. Развод с Европой Тереза Мэй предложила заменить своего рода "гостевым браком". Вместо одного соглашения будет действовать другое: общие правила торговли, беспрепятственное перемещение товаров через границы, миграционный режим и даже в некоторых случаях сохранение юрисдикции европейского суда. Критики назвали документ предательством воли избирателей. Всем несогласным членам правительства Тереза Мэй, впрочем, указала на дверь.
"Если вы не способны обеспечить необходимую нам поддержку в осуществлении этого соглашения в интересах Великобритании, ваш уход является правильным решением", - говорится в ее ответе.
Нового министра иностранных дел поздравляют журналисты, тут же иронизируя: "Британской дипломатии вызвали скорую помощь!" Джереми Хант ранее занимал пост министра здравоохранения, причем еще в правительстве Дэвида Кемерона. Назначение выглядит весьма странным. Хант — отличный чиновник, но нулевой дипломат. Из первого же его заявления становится понятно, что Джонсон из МИД ушел, но антироссийский настрой остался.
"Я хочу начать со слов благодарности в адрес моего предшественника Бориса Джонсона. Он был одной из важнейших движущих сил британской политики и как министр иностранных дел организовал чрезвычайно важную ответную реакцию на атаку на Скрипалей в Солсбери, помимо других очень важных дел", - заявил Хант.
А этих очень важных дел у Великобритании масса. Ситуацию в Эймсбери вновь пытаются представить как атаку коварных русских. "Старая добрая мантра", пора бы Лондону заняться чем-то новым, отвечают в нашем МИД. В Кремле также ожидают от Великобритании "политического просветления".
"Безусловно, мы все-таки рано или поздно ожидаем каких-то вразумительных разъяснений или аргументов по, скажем так, недавней ситуации в Солсбери и ситуации, которая за этим последовала", - заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Министры свои посты покинули, но из политики не уходят. У харизматичного Джонсона в партии немало сторонников. Не исключено, что покидая пост главы МИД, он метит в премьерское кресло. Тереза Мэй стремительно теряет популярность, в рядах консерваторов раскол.
Матвей Шестаков, Дмитрий Шаракин, "ТВ Центр".
Мы в Telegram