Пилотируемые запуски космических кораблей в России приостановлены до выяснения причин аварии "Союза МС-10". В четверг после старта с космодрома Байконур на третьей минуте полета к МКС возникла нештатная ситуация ракеты-носителя и произошло отключение двигателя второй ступени. Своевременно сработала аварийная система спасения. Как заявили в Роскосмосе, планы запусков к МКС из-за аварии изменят. Находящемся на орбите экипажу придется задержаться.
Ракета на стартовом столе, космонавт Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг заняли места в ложементах. Все идёт по плану: техника функционирует без сбоев, пуск происходит в точно заданное время. Алексей Овчинин докладывает на землю, что полет проходит нормально. Самочувствие экипажа отличное. Параметры ракеты носителя в норме. Компьютерная графика показывает, что в данный момент должно происходить в воздухе. Экипаж передает: произошло отделение первой ступени. А потом сильная тряска. И с земли кажется, что двигатели выключились. Командир экипажа докладывает: случилась авария. Голос Алексея Овчинина встревожен, отмечает "ТВ Центр".
"Это личное мое мнение, это не официальная точка зрения, только по картинке на телевидении, что один из боковых блоков нештатно отделился от центрального. В результате вся эта ракетно-космическая система, то есть вторая ступень, третья, спускаемый аппарат, космический корабль, вся эта связка отклонилась от траектории", - рассуждает академик Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Игорь Маринин.
В такой ситуации автоматика корабля понимает, что происходит авария и отключает все двигатели. После чего ракета, состоящая из трех разгонных ступеней, непосредственно космического корабля, скрытого под носовым обтекателем, разъединяется на составные блоки. Спускаемый аппарат с экипажем внутри, в свою очередь, отделяется от соседних отсеков. Некоторое время летит по инерции, выходит в космос. Потом по баллистической траектории спускаемый аппарат с экипажем начинает снижаться. Экипаж ни на секунду не терял концентрации, действовал строго по инструкции.
— Так, головной обтекатель сошел у нас. Самочувствие экипажа хорошее. На борту порядок. Ручка РУС в руках, питание ручки включено.
На высоте около пяти километров автоматически был выпущен тормозной парашют и приземление прошло, можно сказать, в штатном режиме. Даже практически в том же районе, где обычно приземляются прилетевшие с МКС космонавты. Алексей Овчинин и Ник Хейг чувствуют себя хорошо. Из-за небольшой высоты, на которой произошла авария, чрезмерных перегрузок при снижении они не испытали.
"Ситуация, конечно, неприятная, но, как вы знаете, в истории космонавтики были такие случаи. С другой стороны, подтверждена работоспособность аварийной системы спасения, что очень важно", - сообщил заместитель председателя правительства РФ по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов.
5 апреля 1975 года на корабле "Союз-18" к космической станции салют должны были отправиться космонавты Олег Макаров и Василий Лазарев. Первая ступень отработала штатно. А вот вторая, выработав ресурс, не отделилась. Высота была почти двести километров. Как и сегодня, автоматика тогда сработала по тому же принципу, разделив ракету на составные блоки. Приземлились космонавты в горах Алтая. Стоит отметить, что такая система аварийного спасения действует на поздних этапах полета. На ранних - все совершенно по-другому.
"Две разные системы работают. Если авария произошла на первой ступени, срабатывает специальный двигатель аварийного спасения. Это твердотопливная ракета наверху автономная, в случае чего она срабатывает и уводит корабль от аварийной ракеты", - объясняет , руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
Если смотреть на ракету, то на самом верху можно заметить четыре маленьких сопла, при помощи которых корабль уводится в сторону от терпящей аварию ракеты. 26 сентября 1983 года в космос должны были полететь Владимир Титов и Геннадий Стрекалов. Но за считанные секунды до старта "Союз" загорелся. На архивных кадрах отлично видна работа системы спасения, при помощи которой экипаж улетел от горящей ракеты на четыре километра. Когда отработали аварийные двигатели, вышли тормозные парашюты и спускаемый аппарат благополучно приземлился. Космонавты испытали колоссальные перегрузки, но остались живы. Такова система спасения космонавтов, которая не давала сбоев.
"У западных стран корабли были без возможности спасения. У нас сложность спасения космонавтов была на "Востоках" и на "Восходах". На космических кораблях "Союз" мы практически добились 100-процентной гарантии спасения экипажа на любом этапе полета. От момента, когда ракета находится на стартовом столе, и до отделения от третьей ступени носителя", - говорит Маринин.
Высокую оценку системам спасения российских космических кораблей дала генерал-губернатор Канады Жюли Пейетт. А она знает о чем говорит: политик - в прошлом астронавт, дважды летала в космос на "Шаттлах", где как раз таки подобных систем не было.
"Они (космонавты) в безопасности. Это все благодаря отлично спроектированным системам прерывания полета и прекрасно выполненным аварийным процедурам", - написала она в твиттере.
И если с хронологией ЧП сейчас практически все понятно, то вот о причинах аварии сейчас говорить пока рано. Дмитрий Рогозин сообщил, что расследованием займется специально созданная рабочая группа.
"Такого рода инцидент потребует самого тщательного расследования с привлечением в том числе независимых экспертов. С выездом на предприятия. С проверкой всех технологических процессов. Потому что авария произошла на ракете, которая имела очень высокую безаварийную статистику. Это плохая новость. Хорошая новость, что блестяще сработала система аварийного спасения", - заявил он.
Известно, что пилотируемые запуски "Союзов" временно будут приостановлены до выяснения всех причин аварии. Дмитрий Рогозин отметил, что первые результаты появятся после анализа данных телеметрии. Очень важно сделать это в кратчайшие сроки, так как от полетов "Союзов" зависит доставка космонавтов и иностранных астронавтов на Международную космическую станцию. Алексей Овчинин и Ник Хейг из-за стресса сильно устали, но в хорошем расположении духа, чувствуют себя отлично.
Дмитрий Гусев. Валерий Белинский и Дина Самохина. "ТВ Центр".
Мы в Telegram